О поисковом движении
Новый министр, историк по образованию, давно увлекается поисковым движением – создал первый поисковый отряд, когда работал в Чувашском педагогическом университете. Затем к этой инициативе присоединились другие вузы республики, а когда Дмитрий Захаров начал работать в Управлении образования города Чебоксары, к поисковому движению подключились школьники.
По его мнению, участие в поисковом движении позитивно влияет на детей – меняется их душевный настрой, эмоциональная составляющая, они начинают больше интересоваться историей. Сама среда, которая создается при подготовке к экспедициям, во время раскопок, при изучении архивных документов о боевом пути подразделений и о войсковых операциях, дает воспитательный эффект.
На днях будет издана Книга памяти Чувашской Республики, куда войдут сведения о без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны – информацию об их судьбах собрали школьники. Организуются выезды в другие регионы – например, в Тверскую область, под Ржев, где воевала 139-я стрелковая дивизия, сформированная в Чувашии.
Вообще при изучении Великой Отечественной войны очень важны эмоции, переживания, считает Дмитрий Захаров. Например, чтобы лучше понять и прочувствовать тему блокады Ленинграда, учитель может использовать наглядные примеры. Все знают о нормах хлеба, которые выдавались рабочим, служащим, детям во время блокады, и в начале урока можно положить на тарелку кусок хлеба соответствующего размера. После этого урок выстраивается «в эмоциональном русле».
О здоровом питании
Одной из инноваций, характерных для системы образования Чувашской Республики, Дмитрий Захаров считает организацию здорового питания. «Мы видим, что культура питания наших школьников оставляет желать лучшего, – отмечает он, – и недавно реализовали ряд проектов, культивирующих интерес обучающихся именно к здоровому питанию».
В числе таких проектов – городской конкурс «Школьный ревизорро» (название выбрано по аналогии с известной телепередачей). Старшеклассники выступают в роли ревизоров в школьных столовых – наблюдают за работой обеденного зала и пищеблока, задают вопросы заведующему производством и поварам. Конкурс, с одной стороны, был интересен детям, с другой – стимулировал лучше работать взрослых: поваров, обслуживающий персонал, администрацию школ в целом.
Другой проект – «Завтрак со звездой». Ребята, достигшие определенных успехов в учебе, науке, спорте, искусстве и иных сферах деятельности, делились рецептами своего здорового питания и на базе одной из школ готовили блюда в прямом эфире.
В Чувашской Республике выпущены рабочие тетради, посвященные формированию режима дня, где даны рекомендации по физической активности, потреблению необходимых питательных веществ и другие, чтобы школьник гармонично развивался и физически, и интеллектуально.
О трех писателях
Отвечая на вопрос, какие три книги он мог бы в первую очередь порекомендовать для прочтения каждому человеку, а в обязательном порядке – ученикам девятых классов, Дмитрий Захаров назвал имена трех писателей с широким перечнем произведений.
Первый – Эрих Мария Ремарк, и у него стоит прочитать практически любую книгу: «На западном фронте без перемен», «Триумфальная арка», «Черный обелиск». Каждый найдет в этих произведениях что-то свое, будь то любовная линия, переживания человека в эмиграции или других сложных жизненных перипетиях.
Второй писатель – Михаил Шолохов, потому что «произведения, которые были им написаны, не только оставляют глубокий след в душе, но и заставляют задуматься». Например, в «Тихом Доне» можно найти параллели с современными событиями, сделать выводы и принять то или иное решение.
Третий писатель – Джером Д. Сэлинджер: его культовый роман «Над пропастью во ржи», «Выше стропила, плотники» и другие. По мнению Дмитрия Захарова, американским писателям удалось воссоздать в литературе детство, «тонкое и хрупкое», когда рядом должен находиться взрослый, чтобы его оберегать и защищать. «Над пропастью во ржи», где показан внутренний мир ребенка, является фундаментальным произведением для педагогов.
Подробнее об этом и многом другом можно узнать из интервью Дмитрия Захарова, которое провел советник Академии Минпросвещения России, в прошлом учитель, директор школы и заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Виктор Фертман.