С 1 сентября 2022 года российские школы начнут обучать по обновленным ФГОС начального и основного общего образования, главная особенность которых – детализированные требования к образовательным результатам. За подготовку педагогов отвечает Академия Минпросвещения России. Рассказываем, как эта подготовка организована, какие мероприятия уже состоялись, а какие еще предстоит провести.
Обновленные образовательные стандарты начального и основного общего образования были утверждены приказами Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 года.
«Известно, что сегодня в регионах существуют многочисленные коммерческие предложения: предлагаются услуги по обучению педагогов переходу на новый ФГОС. Позиция Министерства однозначная и жесткая: единственный оператор по вопросам повышения квалификации и переподготовки педагогов по вопросам перехода на ФГОС – это Академия Минпросвещения России. Эта работа не на один год, эта работа будет активно вестись на федеральном уровне, и, конечно, мы рассчитываем на регионы, муниципалитеты, на включенность в эту важную задачу», – заявила заместитель Министра просвещения РФ Анастасия Зырянова.
Для подготовки педагогов к работе по обновленным стандартам Академия Минпросвещения России использует каскадную модель, состоящую из трех ступеней: сначала повышают квалификацию региональные управленцы, отвечающие за введение стандартов, затем – региональные методисты, а затем – учителя.
«Каскадная модель обеспечивает единство подходов к подготовке учителей во всех субъектах Российской Федерации. И сегодня мы переходим к завершающему или основному этапу реализации каскадной модели – это обучение учителей Российской Федерации. По предварительным данным, нам за ближайшие месяцы предстоит всем вместе обучить почти 300 тысяч российских учителей. Это огромное количество, это серьезная такая проверка российской системы ДПО на готовность работы вот с таким огромным количеством педагогов, причем эффективной, качественной и очень серьезной работы», – отметил и.о. ректора Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин.
Партнером Академии в разработке контента для повышения квалификации педагогов стал Институт стратегии развития образования Российской академии образования, что, по оценке Павла Кузьмина, «обеспечивает качество и синхронизацию всех материалов с действительно разработанной научно-методической базой».
Региональные управленцы, отвечающие за введение стандартов, прошли повышение квалификации в Академии Минпросвещения России еще в октябре – ноябре 2021 года. В их числе были ректоры (директора) институтов развития образования (повышения квалификации), директора центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) и другие руководители. Учились они очно, программа была рассчитана на 42 часа.
Следующим этапом стало повышение квалификации специалистов ИРО/ИПК и сотрудников методических служб, которым предстоит учить учителей. Академия Минпросвещения России разработала для них пять программ по 36 часов. Одна программа была посвящена содержательным аспектам введения обновленного стандарта в начальной школе, оставшиеся четыре – новациям в основной школе по каждой из предметных областей: русский язык и литература, математика и информатика, общественно-научные предметы, естественно-научные предметы. Методисты учились в ноябре – декабре 2021 года заочно.
И, наконец, в начале 2022 года стартовал самый важный и массовый этап – повышение квалификации педагогов, которым непосредственно предстоит обучать детей по обновленным ФГОС с 1 сентября 2022 года.
Для этого была разработана типовая программа повышения квалификации, прошедшая профессионально-общественную экспертизу. Образовательный контент размещен в информационной среде Академии, доступ к нему получили все ИРО/ИПК и ЦНППМ. Из 84 субъектов Федерации 13 приняли решение обучать своих педагогов в системе управления обучением Академии Минпросвещения России, остальные – либо в очной-заочной форме, либо с использованием дистанционных образовательных технологий на базе своих информационных систем.
В инвариантной части типовой программы рассматриваются общие особенности содержания обновленных ФГОС. Вариативная часть предполагает разделение слушателей по уровням общего образования – начальному и основному, а в случае с основным общим образованием – еще и по предметным областям. Предстоит изучить такие темы, как структура и содержание примерной рабочей программы, проектирование учебного занятия, а также пройти практикум по разработке учебных заданий.
Программа предусматривает выполнение пяти практических работ. Слушатели будут сравнивать содержание обновленных стандартов с их первоначальными версиями (первый ФГОС для начальной школы был утвержден в 2009 году, для основной – в 2010 году), анализировать видеофрагменты занятий с позиции системно-деятельностного подхода, анализировать содержание и методический аппарат учебно-методических комплексов, проектировать занятия и разрабатывать задания.
В ряде субъектов Федерации обучение педагогов уже началось. Наряду с типовой программой региональные институты предлагают слушателям дополнительные модули, разработанные с учетом местных особенностей и результатов мониторинга профессионального сообщества.
В свою очередь, Академия Минпросвещения России предлагает еще и другие курсы повышения квалификации, призванные помочь учителям-предметникам, классным руководителям и образовательным управленцам в работе по стандартам. Например, 21 марта стартовал 36-часовой курс «Внутренняя система оценки качества образования: развитие в соответствии с обновленными ФГОС» для руководителей образовательных организаций и их заместителей.