Деньги любят счет: финансовая грамотность для детей


«Почему дети должны учить только математику, многие аспекты которой не относятся к реальной жизни? Не лучше было бы изучать еще и финансовую грамотность?» – такой вопрос задала ученица 8 класса американской школы в ходе онлайн-дискуссии между экспертами в области экономики и школьниками. Как показывает мировая практика, уроки финансовой грамотности всё чаще становятся частью школьной программы. Но действительно ли такие занятия необходимы или же школьникам достаточно советов родителей и самостоятельного познания? Давайте разберемся.

В последние годы необходимость финансовой грамотности населения признается все чаще. Есть много примеров, когда в результате краха финансовых пирамид их клиенты потеряли сотни тысяч или даже миллионы рублей. В нашей стране из года в год фиксируется растущий интерес инвестициям на фоне недостаточной финансовой грамотности граждан. Не понимая принципы работы рынка, некоторые потребители могут вести себя слишком доверчиво, что оборачивается неприятными последствиями для них самих и их близких. По состоянию на 1 января 2021 года, объем задолженности на российском рынке кредитных карт составил более полутора миллиардов рублей – это рекордный показатель задолженности.

В других странах ситуация также далека от идеала: различные исследования в США показали, что 2 из 3 семей не имеют каких-либо сбережений, 78% взрослых живут от зарплаты до зарплаты, а 3 из 5 человек ежемесячно не укладываются в свой бюджет. Кроме того, по результатам опроса Мирового центра повышения финансовой грамотности, в 2020 году взрослые жители Америки смогли правильно ответить в среднем только на 50% вопросов об управлении финансами. В Европе же уровень финансовой грамотности колеблется от 71% населения в скандинавских странах до 13% на юго-востоке Европы. 


Разумеется, есть и прогресс: например, в 2019 году уровень финансовой грамотности населения России вырос на 2% по сравнению с предыдущим годом. При этом низкий уровень финансовой грамотности характерен для пенсионеров, студентов, многодетных семей и жителей малых городов и деревень. Исследователи также отмечают, что самооценка финансовой грамотности людей не всегда совпадает с реальным положением дел. Особенно это несовпадение отмечается у людей старше 55 лет, уверенных в своей способности распоряжаться деньгами. Такая самоуверенность повышает риск стать жертвой мошенничества.

Сложившаяся ситуация подтолкнула специалистов многих стран к внедрению уроков финансовой грамотности в школах. Согласно исследованию Российского технологического университета МИРЭА, степень внедрения основ финансовой грамотности в образовательные программы в какой-либо форме составила почти 86% в 2020 году. 



В июле 2021 года стало известно, что преподавание финансовой грамотности станет обязательным в российских школах вплоть до девятого класса. Уже с первого класса дети будут учиться анализу доходов и расходов, составлению бюджета, определению случаев мошенничества, безопасному поведению в интернете, в том числе при совершении платежей и переводов, а также составлению и заполнению простых документов. Обучение по новой программе начнется 1 сентября 2022 года, однако при желании родителей возможно уже в этом учебном году.

В свою очередь, министр образования Онтарио (Канада) объявил, что, начиная с сентября 2021 года, в рамках уроков математики в школах будут изучаться основы кодирования, математическое моделирование и финансовая грамотность. «Уделяя внимание практическому применению математики, обучающиеся освоят ценные навыки, которые дадут им конкурентное преимущество по окончании учебы», – заявил министр. Обновленная школьная программа поможет молодым людям в будущем грамотно распоряжаться финансами и достичь успеха в работе.

В отчете за ноябрь 2020 года Европейская банковская федерация (EBF) сообщила, что 35 европейских стран предлагают около 125 инициатив по повышению финансовой грамотности в Европе. Более того, страны все чаще сотрудничают друг с другом. Например, Германия и Австрия совместно проводят ежегодный конкурс «Школьный банкир», который дает ученикам представление о том, как работают предприятия и банки, а также проверяет их умение работать в команде, инициативность, аналитическое мышление и коммуникативные навыки. Конкурс длится с ноября по февраль и включает шесть игровых раундов. В течение этого времени каждой из команд учеников поручается управление виртуальным банком, при этом решения, которые принимают команды, являются реальными кейсами из сферы экономики и менеджмента. Участники посылают принятые решения руководству игры, после чего получают отчет о текущем состоянии банка и ситуации на рынке. Благодаря этому ученики могут проанализировать правильные ли решения они приняли, как менялся рынок и какие прогнозы можно сделать, 20 команд с наилучшим результатом выходят в финал состязания, а победители получают денежное вознаграждение.


Подобные инициативы становятся все более частыми в школах стран мира, и можно смело заключить, что это положительная тенденция. Доказано, что финансовое образование молодежи снижает вероятность нерационального использования ссуд и микрокредитов, а также способствует накоплению денежных активов к 25 годам. Дети и подростки сами проявляют интерес к данной теме, и это похвально, ведь вопрос финансов – один из наиболее насущных во взрослой жизни. Максимальная приближенность к реалиям жизни – то, чего ждут ученики, и именно то, что необходимо современному образованию.