Что такое образовательная бедность и как с ней бороться

Базовые задачи начальной школы – научить детей читать, писать и считать. Однако в мире насчитываются десятки стран, где, в силу разных причин, более половины детей не умеет читать, не говоря об остальных навыках. Эти данные идут вразрез с амбициозными планами мирового сообщества в области образования. Не так давно специалисты задались вопросом, а будут ли все дети уметь читать к 2030 году. Разберемся в этом сегодня.

В октябре 2019 года Всемирный банк и Институт статистики ЮНЕСКО ввели новую систему измерения – уровень образовательной бедности. Образовательная бедность (Learning Poverty) – новое понятие, которое означает неспособность детей к 10 годам читать и понимать простые тексты. Это касается как детей, обучающихся в школах, но не овладевших минимальными навыками чтения (что подтверждено соответствующими тестированиями), так и тех детей, которые не учатся в школе, и в этом случае по умолчанию предполагается, что они не умеют читать. Оказалось, что 53% всех детей в странах с низким и средним уровнем дохода к 10 годам не умеют читать и понимать подходящие для их возраста тексты.

Для чего же Всемирный банк и ИС ЮНЕСКО ввели эту систему измерения и что удалось выяснить на данный момент относительно прогресса в области ликвидации образовательной бедности? В 2015 году страны – участницы ООН подписались под документом «Цели устойчивого развития» (Sustainable Development Goals – SDGs). Одна из них, ЦУР 4, гласит, что к 2030 году все подписавшиеся «обеспечат инклюзивное и равное качественное образование и будут способствовать развитию возможностей для непрерывного образования в течение всей жизни для всех». Сюда входит доступ к качественному раннему и дошкольному образованию, а также обеспечение равных возможностей для получения доступного высшего образования. Но самым первым пунктом идет то, что «все девочки и мальчики должны получить бесплатное, равное и качественное начальное и среднее образование, получив значимый и эффективный результат обучения». Таким образом, страны ООН согласились с тем, что к 2030 году все дети должны иметь возможность получить полноценное начальное и среднее образование.

Система измерения уровня образовательной бедности разработана для того, чтобы обозначить два фундаментальных вызова в основе ЦУР 4:

  • обеспечить, чтобы к 10 годам все дети умели читать хотя бы с минимальным пониманием прочитанного;
  • обеспечить, чтобы все дети посещали школу.

Эти, на первый взгляд, несложные задачи найдут отклик у любого заинтересованного лица: родителя, педагога, лидера сообщества, работодателя, политика. Обеспечение доступа к школьному образованию и развития базовых навыков чтения и понимания текстов необходимо для достижения амбициозных Целей устойчивого развития и для формирования человеческого капитала. Дети должны научиться читать для того, чтобы потом они могли читать, чтобы учиться. Те, кто не владеет достаточными навыками чтения к моменту окончания начальной школы, зачастую испытывают проблемы с обучением в дальнейшем, поскольку учебная программа средней школы предполагает, что дети будут учиться посредством чтения. Чтение – дверь в любую академическую область. Цель «научить каждого ребенка читать к 10 годам» совершенно разумна и обоснованна, это право человека. Уровень образовательной бедности должен равняться нулю, так же как и бедность в общем, и голод. В странах с высокими экономическими показателями уровень образовательной бедности равен 10%. В самых развитых странах он достигает 3% или ниже.

Уровень образовательной бедности в стране или регионе связан с равенством в образовании. Для того чтобы ликвидировать образовательную бедность, страны должны дать всем детям хорошие базовые навыки, они не могут фокусироваться только на привилегированных обучающихся. Хорошо развитые базовые навыки способствуют успешной учебе в средней школе и дальше.

Школа выполняет множество функций для обеспечения здоровья и благополучия детей: безопасность, питание, социализация, обеспечение возможности родителей работать. На макроуровне обучение в школе способствует укреплению социальной сплоченности. Неслучайно в статистику по образовательной бедности автоматически попадают дети, лишенные школьного образования, ведь для них школа не может обеспечить эти потребности. Новая система измерения уже используется для того, чтобы международное сообщество направило усилия для предотвращения появления «потерянного поколения» детей. В августе 2020 года Гордон Браун, бывший премьер-министр Великобритании, опубликовал призыв «спасти потерянное из-за пандемии поколение детей», под которым подписались десятки мировых лидеров. На тот момент более одного миллиарда детей оказались отрезаны от школ из-за локдаунов и возникла реальная угроза того, что 30 миллионов из них могут никогда больше не вернуться к обучению. Подписавшиеся под открытым письмом также располагали статистикой Всемирного банка, согласно которой потери в обучении могут обойтись мировой экономике в 10 триллионов долларов. Исходя из этого, мировые лидеры призвали к 4 немедленным действиям для того, чтобы каждый ребенок мог получить образование:

  • Каждая страна должна сохранить уровень расходов на образование, а также обратить внимание на потребности самых уязвимых групп детей и выделить средства на то, чтобы они по возможности не прекращали учебу.
  • Международное сообщество должно увеличить помощь в области образования, направив основное внимание на уязвимые группы: детей, живущих за чертой бедности, девочек, детей в зонах военных конфликтов, детей с особыми потребностями. Самый быстрый способ высвободить средства на образование – это отсрочка выплат государственного долга с условием, что деньги будут перенаправлены на нужды образования и обеспечение других приоритетных потребностей детей.
  • Международный валютный фонд располагает средствами в глобальном резерве, которые с согласия стран – членов МВФ могут быть направлены в самые нуждающиеся страны.
  • Всемирный банк должен выделить больше финансовой помощи бедным странам из дополнительного бюджета Международной ассоциации развития. Мировые лидеры также призвали частные компании и фонды сделать поддержку всемирного образования приоритетом своих благотворительных программ.

Однако, принимая во внимание глубину образовательного кризиса во многих странах с низким и средним уровнем дохода и наблюдаемый за последнее время уровень прогресса в этом направлении, специалисты полагают, что ЦУР 4 недостижима. Согласно отчету о мировом развитии от 2018 года, прогресс в области улучшения образования движется медленно. Даже если у детей есть доступ к образованию, зачастую это не приводит к формированию грамотности и развитию необходимых базовых навыков. Дети приходят на занятия неподготовленными, они плохо питаются, во многих случаях у них нет стимула учиться. У некоторых порой и вовсе отсутствует возможность посещать занятия. Но проблема не только в детях. Многим учителям не хватает квалификации, поддержки и мотивации для того, чтобы эффективно обучать школьников, в результате они либо просто теряют учебное время, либо используют его нерационально. В школах не хватает учебных пособий и материалов, в школьную программу не интегрированы технологии либо интегрированы не на должном уровне. У школьной администрации зачастую нет профессионализма или желания, чтобы решать образовательные проблемы. Отсутствие технических возможностей, бюрократия, внутренняя политика, не направленная на то, чтобы сделать образование для всех приоритетом, – все это тормозит борьбу с образовательной бедностью.

Конечно, необходимо ставить перед собой амбициозные задачи, но важно, чтобы они были выполнимы. В данном случае даже до пандемии было ясно, что ЦУР 4 не реализовать до 2030 года. В 2019 году, когда специалисты начали заниматься изучением образовательной бедности, был дан прогноз, что при нынешних темпах борьбы с образовательной бедностью количество детей, не умеющих читать, снизится, но всего на 10%: с 53% до 43%. Теперь же, принимая во внимание повсеместное закрытие школ из-за пандемии и глобальный кризис, которые спровоцировали потери в обучении, ученые делают еще менее утешительные прогнозы: уровень образовательной бедности может возрасти с 53% до 63%.

Так можно ли что-то предпринять для того, чтобы побороть образовательную бедность? У Всемирного банка есть несколько предложений.

Прежде всего необходимо ставить реальные, достижимые цели. Всемирный банк предлагает сделать новой целью ликвидацию образовательной бедности по меньшей мере наполовину к 2030 году. Формулировку «по меньшей мере» следует держать в уме, однако все равно необходимо работать на максимум, как если бы речь шла о полной ликвидации образовательной бедности. Как крупнейший внешний источник финансирования, Всемирный банк понимает, что большая ответственность в поддержке стран для достижения этой новой цели лежит на нем, однако страны с высоким уровнем образовательной бедности также должны взять на себя определенные финансовые и политические обязательства. При этом каждую страну, вероятнее всего, ждет свой путь и свои стратегии борьбы, которые будут зависеть от множества факторов: рост экономики, политические изменения, конфликты, миграция.

Пакет мер Всемирного банка, направленных на помощь в обучении детей навыкам чтения, включает 4 компонента:

1. Убедиться, что страны берут на себя политические и организационные обязательства по реализации четких целей и мер по повышению грамотности.

2. Обеспечить эффективное обучение чтению. Сюда входит несколько важных пунктов:

  • предоставление учителям нужных материалов и методических пособий, где будет пошагово прописано, чему учить и как учить;
  • создание возможности для учителей повышать квалификацию, особенно в части развития навыков обучения чтению;
  • внедрение методики «обучения на соответствующем уровне», то есть учитель должен давать задания обучающимся, исходя из того, какие конкретные проблемы испытывает тот или иной ребенок при обучении. Например, если у ребенка есть проблемы с произнесением каких-либо звуков, необходимо отработать звуки, прежде чем переходить на уровень чтения слов.

3. Обеспечить своевременный доступ к большему количеству текстов, адаптированных под возраст обучающихся и направленных на развитие определенных навыков чтения.

4. Вначале обучать детей чтению на родном языке. Это касается многоязычных стран. Для эффективного обучения в дальнейшем начинать необходимо с того языка, на котором дети говорят дома. Для этого необходимо обеспечивать организацию тренингов для учителей и предоставление соответствующих учебных и методических материалов.

Разумеется, условия, влияющие на развитие образования и повышение уровня грамотности, в разных странах будут существенно различаться. Сложность в обучении детей чтению зависит от трех ключевых факторов: организационные возможности, сложность изучаемого языка, доступность книг и пособий. Следовательно, образовательные политики и практики должны адаптироваться исходя из конкретных условий. Однако специалисты Всемирного банка называют 5 условий, которые необходимо соблюдать в любом контексте:

  • Обучающиеся должны быть готовы и мотивированы к обучению.
  • Учителя на всех уровнях должны быть эффективны, а их труд – высоко оценен.
  • Классы должны быть оборудованы всем необходимым для обучения.
  • Школы должны быть безопасным и инклюзивным пространством.
  • Образовательные системы должны быть хорошо управляемыми.

Реформы по ликвидации образовательной бедности требуют вмешательства на уровне образовательной системы, причем оно должно проводиться при поддержке государства и общества. Достижение этой цели потребует от стран значительных усилий, однако отказываться от нее нельзя, поскольку в противном случае будущее многих детей будет поставлено под угрозу.

Согласно данным статистики, уровень образовательной бедности в России составляет 3,3%. Это на 10% ниже, чем в среднем по Европе и Центральной Азии, и на 27,5% ниже, чем в среднем по данным из стран с доходом выше среднего.

Уменьшение уровня образовательной бедности – лишь часть масштабного процесса по улучшению качества образовательных систем. Высокий уровень образовательной бедности и медленный прогресс в ее ликвидации являются неприемлемыми для мирового сообщества. Ликвидация образовательной бедности – важный шаг в борьбе с бедностью как понятием и в обеспечении будущего для миллионов детей.