
Людям свойственно стремиться к стабильности, и иногда нам бывает сложно покидать зону комфорта. Но жизнь диктует свои условия: быстрыми темпами развиваются технологии, происходят изменения в обществе и в экономике, появляются как новые возможности, так и новые ограничения. Можно ли научиться принимать изменения легко и без стресса? Да, в том случае, если и дети, и взрослые будут развивать навык адаптивности. Об адаптивности сегодня и пойдет речь.
Иногда человеку, подобно хамелеону, важно уметь подстраиваться под ситуацию вокруг
Ярким примером глобального изменения, к которому многие оказались не готовы, можно назвать пандемию. В одночасье во всем мире учителя с учениками погрузились в онлайн-обучение, и, согласно данным исследований, переход на дистанционное обучение вызвал сильный стресс как у педагогов, так и у обучающихся.
Однако пандемия – явление временное, и после ее завершения с нами по-прежнему останутся многочисленные изменения, затрагивающие интересы подрастающего поколения. Они неизбежно будут происходить и в образовании, и на рынке труда. Так, согласно отчету Всемирного экономического форума, новые профессии, «профессии будущего», которые на данный момент еще не существуют, будут появляться гораздо быстрее, чем исчезают старые. То есть те, кто сегодня учится в школе, с большой долей вероятности будут заняты в профессиях, которые появятся, к примеру, только в 2025 году. Кроме того, подавляющее большинство работодателей (94%) ожидают, что молодым специалистам придется овладевать новыми навыками в процессе работы. Как бы хороши ни были школы и вузы, невозможно дать каждому обучающемуся все необходимые навыки для каждой конкретной профессии. Поэтому сегодняшним школьникам важно научиться тому, как быть готовыми к новым вызовам, с которыми им придется столкнуться в ближайшем будущем.
В связи с этим многие специалисты выделяют навык адаптивности, или умение оперативно подстраиваться под вновь возникающие обстоятельства, как один из ключевых навыков будущего. Важен этот навык не только для работы, но и для учебы. Школьники, умеющие быстро адаптироваться, больше вовлечены в обучение и получают удовольствие от занятий, а также обладают более высокой самооценкой.
Выделяют три типа адаптивности. Если развивать каждый из них у детей начиная с раннего возраста, со временем это поможет им учиться более последовательно и эффективно.
Умение адаптироваться тесно связано с таким понятием, как «гибкое мышление», или «когнитивная гибкость». Когнитивная гибкость входит в число базовых когнитивных функций мозга, которые, в свою очередь, являются частью сложной системы исполнительных функций мозга. Исполнительные функции помогают нам планировать текущие действия, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам.
Гибкость мышления – это способность адаптировать эмоциональную реакцию и мышление к изменениям вокруг нас. Она включает способность импровизировать, использовать разные подходы к одной и той же задаче, уметь переключаться с одной задачи на другую, находить эффективные стратегии решения задач и справляться с неопределенностью. В школе гибкость мышления задействуется в ситуациях, когда ученики:
Гибкость мышления важна для достижения высоких результатов во всех предметных областях. Например, учащимся необходимо уметь использовать различные стратегии для решения математических задач. При изучении разных культур гибкость мышления помогает увидеть разные точки зрения. Когнитивная гибкость придет на помощь и в естественных науках и поможет избежать разочарования, если изначальная гипотеза не соответствует результатам эксперимента.
Не следует думать, что гибкость мышления является врожденной. Эта функция поддается тренировке как у детей, так и у взрослых, и среди упражнений специалисты рекомендуют, например, такие:
Как мы видим, не все приведенные упражнения для тренировки когнитивной гибкости применимы для школы. А есть ли способы для развития навыков адаптивности у обучающихся в классе? Да!
1. Междисциплинарное обучение
Объединение разных предметных областей вокруг общих вопросов и связь изучаемого материала с реальной жизнью помогают обучающимся легче адаптироваться к меняющемуся миру. Междисциплинарному обучению и развитию у обучающихся метапредметных компетенций сегодня уделяют все больше внимания. Звучат мнения, что именно метапредметный подход – это образование будущего.
2. Развитие саморегуляции
Саморегуляция учит школьников, как справляться с напряжением и управлять своими эмоциями, мыслями и поведением в сложных ситуациях. Навык саморегуляции можно закрепить с помощью постановки целей, скаффолдинга (этот термин означает последовательную поддержку ученика педагогом, о чем мы рассказывали в одном из наших обзоров) или игр (подробнее об играх в обучении мы расскажем в одном из следующих материалов).
3. Преодоление страха неудачи
Когда происходят изменения, вместе с ними приходит и риск не справиться с тем, что они приносят. Но для достижения успеха важно уметь принимать неудачи. В обучении боязнь неудачи снижает мотивацию, и это может негативно повлиять на способность учеников адаптироваться к изменениям в будущем. Один из способов помочь им предотвратить этот страх – создать безопасную среду для обучения, без осуждения и насмешек, в которой каждому будет комфортно задавать вопросы, рисковать и совершать ошибки, где приложенные усилия будут цениться даже в случае неудачи.
4. Поощрение непрерывного обучения
Чтобы добиться успеха в будущем, ученики должны быть готовы постоянно учиться и развивать новые навыки. Педагог может помочь, пробуждая у школьников любовь к учебе. Этого можно добиться как личным примером, так и сделав учебный процесс более увлекательным, показав, что обучение – это намного больше, чем получение оценок. Как говорил Генри Форд: «Любой, кто перестает учиться, стареет, и не важно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая великая вещь в жизни – это сохранять свой разум молодым».
В условиях, когда мир вокруг нас меняется так быстро, практически невозможно развить у обучающихся все навыки, которые понадобятся им для достижения успеха в жизни. Вот почему важно уметь приспосабливаться к изменениям и новым вызовам. Так школьники научатся не пасовать перед неожиданными вызовами и неопределенностью и добиваться успеха в любой сфере.