Библиотека ЦОК: верифицированный контент для учителя и ученика

Темами семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 11 июля стали Библиотека цифрового образовательного контента, цифровая трансформация образования, создание единого образовательного пространства и новые возможности для учителя. В ходе прямого включения с площадки Самарской областной универсальной научной библиотеки, созданной в 1860 году, ректор Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин отметил, что в библиотеке хранится более 4,5 млн документов, многие из которых доступны в электронном виде.

Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрей Горобец рассказал, что сегодня любые знания доступны в сети интернет как учителям, так и ученикам, однако их достоверность не может быть гарантирована. Поэтому Минпросвещения России выступило с инициативой о создании электронного образовательного ресурса, включающего структурированный, верифицированный контент для учителей и учеников: тексты, графику, аудио и видео, мультимедиа. Все материалы Библиотеки цифрового образовательного контента структурированы в соответствии с универсальным тематическим классификатором и соответствуют ФГОС. Учитель может работать, используя базовое поурочное планирование, и подбирать верифицированный экспертами материал для любого урока. В свою очередь, ученики получают доступ к проверенным знаниям и подлинным документам в электронном виде, которые хранятся в библиотеках страны.

Подводя итоги тематического блока, Андрей Горобец подчеркнул: «Все, что мы сейчас с вами делаем – это лучшая практика, которая предложена регионами, учителями из всех субъектов Российской Федерации. Я бы хотел попросить коллег из Академии активизировать работу по сбору предложений от учителей из регионов, которые применяют цифровые технологии и готовы делиться своим опытом».

Светлана Бакулина, и.о. ректора Самарского государственного социально-педагогического университета, отметила технологичность Библиотеки цифрового образовательного контента, а также разнообразие предлагаемых дидактических целей и высокое качество верифицированного контента. Она рассказала, что в университете особое внимание уделяется обучению студентов работе с электронным контентом, и в ядро педагогического образования университета введен отдельный модуль, посвященный коммуникационно-цифровым технологиям в образовании. «Молодому педагогу в течение первых пяти-семи лет работы приходится тратить много времени на подготовку к урокам. И, если есть инструмент, который позволяет ему высвободить определенное время для науки, общественной деятельности, личной жизни, мне кажется, это очень важно, и поэтому мы очень серьезно работаем с цифровым образовательным контентом», – подчеркнула Светлана Бакулина.

Богдан Легостаев, проректор Академии Минпросвещения России, представил возможности Библиотеки цифрового образовательного контента для организации профессиональной деятельности учителя и подчеркнул, что на сегодняшний день Библиотека включает более 65% электронных материалов от общего содержания образования. Контент создается и загружается в Библиотеку после экспертизы в динамичном режиме, и в течение 2023-2024 гг. будет полностью закрыта потребность в учебных методических комплектах. В дальнейшем Академия Минпросвещения России будет проводить актуализацию материалов Библиотеки.

Кроме того, Академия подготовила универсальную программу повышения квалификации для учителей по работе с цифровым образовательным контентом; тематический интерактивный модуль в каждой программе повышения квалификации Академии; методические и справочные материалы. Ведется интенсивная работа с педвузами, работает горячая линия, формы обратной связи размещены в каждом цифровом уроке.

В рубрике семинара «Народный учитель» Петр Петрович Головин — Заслуженный учитель РСФСР, Народный учитель Советского Союза, профессор Академии естествознания, кандидат педагогических наук, учитель физики — рассказал о наставничестве в образовании.

Видеозапись семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» от 11 июля доступна по ссылке.