Равные возможности для получения качественного образования должны иметь все школьники в любом субъекте Российской Федерации вне зависимости от его географического положения, считает министр образования Камчатского края Александра Короткова. В интервью порталу Академии Минпросвещения России она рассказала, хотят ли работать на Камчатке учителя из других регионов, что нужно для успеха Российского движения школьников на местах, а также в чем заключается новизна и логика подходов к организации воспитания в школах.
– Александра Юрьевна, начнем с вопроса о кадрах. В советские годы работать на Камчатку приезжали со всей страны. Как обстоят дела сейчас? Хотят ли работать в камчатских школах учителя из других регионов?
– В прошлом году в рамках проекта «Земский учитель» наши сельские школы приняли на работу 10 человек, прошедших по конкурсу. География очень обширна – Ставропольский, Краснодарский и Забайкальский края, Республика Коми, Бурятия, Башкортостан, Дагестан, Карелия, Алтай. А желающих переехать в край оказалось гораздо больше: подали заявления более 300 человек, документы прислали более 60 человек. Так что интерес к работе в нашем регионе есть.
В этом году конкурс снова состоится, уже подано 175 заявлений. Для удаленных муниципалитетов края это хорошая возможность решить кадровый вопрос, а значит сделать учебный процесс более качественным. Еще до пандемии дети в некоторых школах отдаленных районов по ряду предметов учились дистанционно, потому что учителей этих предметов там не было, и их заменяли коллеги из Петропавловска-Камчатского. Но какими бы замечательными профессионалами они ни были, все понимают, что если учитель находится с детьми в классе, то качество и обучения, и воспитания будет совсем иным, чем в онлайн-формате.
– Какие еще федеральные инициативы, помимо проекта «Земский учитель», особенно заметны для профессионального, для родительского сообщества региона?
– Для родителей это, конечно, стопроцентный охват горячим питанием учеников начальных классов. Край с поставленной задачей справился, причем сложнее всего было обеспечить техническую готовность школьных пищеблоков к увеличению числа детей. И здесь нам помогла программа комплексной модернизации пищеблоков, которая в крае реализуется не первый год.
Мы не просто ремонтируем помещения, но и зачастую их перестраиваем, организуем все необходимые цеха, полностью меняем инженерные коммуникации. Закуплены новые пароконвектоматы, холодильники, пищеварочные котлы, мармиты, многофункциональные сковороды, конвекционные печи – мы с коллегами очень глубоко погрузились в технологические аспекты этой темы. Для тех, кто приходит в школьную столовую каждый день, важно не только качество питания, но и дизайн обеденного зала, этому тоже уделяем внимание. В Петропавловске-Камчатском залы оформлены по-разному даже в школах, построенных по одинаковым проектам.
Если говорить об инициативах, важных для профессионального сообщества, то это, прежде всего, сокращение избыточной бюрократической нагрузки на учителя. Она мешает ему выполнять основные профессиональные обязанности, занимает его время и не дает решать действительно важные вопросы. И теперь определены четыре ключевых документа, заполнение иных – за рамками задач учителя. Главное, конечно, чтобы «правило четырех документов» соблюдалось на уровне школ, а это зона внимания органов управления образованием муниципалитетов и краевых властей.
Для меня особенно значимо, что все инициативы, которые сегодня выдвигаются Министерством просвещения, важны для реальной жизни, не оторваны от нее. Это или возвращение к давно обсуждаемым, но до сих пор нерешенным проблемам, как в случае с той же учительской отчетностью, или ответы на новые вызовы времени.
– От каких факторов зависит эффективность реализации той или иной федеральной инициативы на местах? Могли бы Вы пояснить на конкретном примере?
– Вот всем известный пример – Российское движение школьников. Честно скажу – у меня были некоторые сомнения, что в Камчатском крае оно будет развиваться настолько успешно. И факторов успеха было, пожалуй, два. Во-первых, удалось подобрать хороших лидеров регионального уровня – замечательных организаторов, которым удается «зажечь» ребят. И, во-вторых, те проекты, мероприятия, которые предлагаются в рамках РДШ, очень хорошо увязаны с другими направлениями развития образования – соответствуют планам воспитательной работы школ, легко в них интегрируются. Отсюда интерес и активность ребят, неравнодушие, а значит и большой потенциал развития. Те, кто задействован сегодня в РДШ на Камчатке, горы могут свернуть.
Для наших детей важно, что каждый из них благодаря РДШ независимо от того, в какой точке региона он живет, может продемонстрировать свой талант на общероссийском уровне, посетить мероприятия общероссийского уровня, связанные не с освоением конкретных предметов школьной программы, а с личностным развитием, гражданской активностью, работой в команде и так далее. Со временем будут меняться и участники движения, и его лидеры, но тот задел, который удалось сформировать, и желание работать будут передаваться дальше.
– Есть ли в системе образования Камчатского края новые подходы, оригинальные проекты, которых нет в других регионах?
– В феврале этого года при поддержке Агентства стратегических инициатив мы запустили в Петропавловске-Камчатском первую в России «Точку кипения» на базе школы. «Точки кипения» – это пространства коллективной работы, призванные способствовать реализации Национальной технологической инициативы и развитию экономики будущего, и обычно их открывали при вузах.
Идея открытия «Точки кипения» в школе принадлежит губернатору Камчатского края Владимиру Викторовичу Солодову. Посещая школы Петропавловска-Камчатского, он отметил, что в некоторых зданиях есть очень большой холл, который мало используется, и предложил продумать, как наполнить это пространство продуктивной деятельностью. Директор школы № 45 загорелся этой идеей, и вместе с социальными партнерами было спроектировано новое школьное пространство. За три месяца оно стало точкой притяжения неравнодушных и активных людей.
Основные направления работы Точки – волонтерство, профессиональное самоопределение, предпринимательство, WorldSkills, техническое кружковое движение, экология и охрана природы, киберспорт, и в дальнейшем этот набор будет зависеть от интересов подростков.
– Ваш регион один из самых удаленных от столицы: когда в Москве 15:00, «в Петропавловске-Камчатском – полночь». Не приводит ли географическое положение к искажению управленческих сигналов из Москвы?
– Задача управленцев регионального уровня – не просто свести такие искажения к минимуму, а исключить саму их возможность, и неважно, в какой части страны расположен субъект Федерации. Разница во времени немного осложняет оперативное взаимодействие, оборудование по нацпроекту нам доставляется дольше, но это технические моменты. Главное – что команда Министерства просвещения открыта для сотрудничества, постоянно проводятся ВКС-совещания, информация дублируется по разным каналам. Я могу находиться в любой точке края и всегда буду в курсе событий. Методическую помощь из Москвы мы всегда можем получить по всем вопросам.
Для нас особенно ценно, что в настоящее время формируются единые для всех регионов системные подходы к решению каждой задачи в образовании.
Характерный пример – воспитание. Я не сторонник расхожего мнения о том, что школы не занимаются воспитанием, а теперь вдруг начнут заниматься. Учитель многое формирует в учениках при изучении любой темы на уроке, есть и проектная деятельность, и целенаправленные воспитательные мероприятия. Другой вопрос, что в 1990-е годы из школы ушла идеология, а вместе с ней и единые для всех школ страны принципы воспитания. Сейчас усилия Министерства просвещения направлены на формирование и восстановление этих принципов.
И здесь мы видим очень четкую логику действий. Подходы к воспитанию закреплены в основополагающих документах, внесены изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации», перед каждой школой стоит задача до 1 сентября разработать свою программу воспитания, но обязательно на основе уже опубликованной, единой для всей страны примерной программы. Можно выбрать не все модули, но структура программы определена. Это, с одной стороны, школам задачу облегчает, а с другой – позволяет не только систематизировать накопленный опыт, но и выстроить перспективы развития.
Камчатский край в качестве пилотного региона принял участие в апробации примерной программы воспитания. Теперь те школы, которые уже ее апробировали, совместно с нашим Институтом развития образования помогают остальным школам в разработке своих программ.
– Как Камчатский край выглядит на фоне других регионов в части оснащения образовательных организаций?
– Мы работаем по тем же направлениям нацпроекта «Образование», что и в других субъектах Российской Федерации. С 2019 года создаются «Точки роста», их сейчас 17, охвачены все муниципалитеты. Сейчас там сделан акцент на технологию, информатику и ОБЖ, в этом году планируем открыть еще десять «Точек роста», но уже с естественно-научным уклоном.
Благодаря федеральному проекту «Успех каждого ребенка» в крае работают два «Кванториума» – стационарный и мобильный. Это и новый уровень дополнительного образования детей, и новые подходы к изучению технологии в школах. В планах – открытие IT-куба и еще одного «Кванториума» на базе школы.
Проводится модернизация спортивной инфраструктуры сельских школ, и она затронула практически все сельские школы, где такая необходимость была. Теперь настала очередь школ в малых городах. По нацпроекту «Образование» обновляется и оборудование техникумов, колледжей. В прошлом году современные мастерские, оборудованные в соответствии с требованиями инфраструктурных листов WorldSkills по четырем направлениям, появились в одной из самых удаленных организаций СПО – Паланском колледже.
Отдельная тема – строительство зданий школ и детских садов, реконструкция ветхого фонда, и здесь тоже есть движение вперед при поддержке федерального центра. Мы активно участвуем в конкурсах, Министерство просвещения поддерживает наши заявки.
Но для нас нацпроект – это не просто перечень мероприятий и поставки оборудования. В его основе – детальный анализ материальных, профессиональных, методических, организационных дефицитов, которые нужно преодолеть для достижения личного успеха каждого ребенка, обеспечения конкурентоспособности системы образования страны, достижения национальных целей, заданных в президентских указах.
– Какие тренды государственной образовательной политики в сфере образования представляются наиболее важными в ближайшей перспективе?
– Наиболее очевидный тренд – это цифровая трансформация. Конечно, этим вопросом и раньше занимались, но результативность во многом зависела от возможностей и инициативы регионов. В период пандемии стало очевидно, что цифровизация необходима для всех – не только на случай экстренных ситуаций, но и для повышения эффективности повседневной работы, для поддержки очного образовательного процесса. И мы видим готовность педагогического сообщества к освоению новых технологий, формированию очень позитивного содружества учителей, которым интересно работать в новых форматах.
Еще один тренд – работа со школами, которым необходима поддержка для повышения качества образования, проект 500+. Мы к нему присоединились только в этом году, а в прошлом году работали по своей дорожной карте. Рособрнадзор, а затем и Министерство просвещения не просто предложили системный подход к решению этой проблемы, а вообще впервые на государственном уровне эту проблему поставили. Мы же всегда знали, что есть школы, где результаты обучения ниже, но не задумывались о причинах, которые в каждом случае разные. Для меня в проекте важны два принципа – адресность и наставничество. Надеюсь, к концу этого года в Камчатском крае можно будет предъявить первые результаты.
Важная составляющая этого проекта – повышение профессионального мастерства педагогов. Теперь мы используем не только региональные ресурсы, но и федеральные – плотно сотрудничаем с Академией Минпросвещения России. О больших перспективах сотрудничества с этой ведущей экспертной организацией сказал наш губернатор, была организована встреча с ее руководством. Вместе со специалистами Академии мы планируем проанализировать школы Петропавловска-Камчатского, Вилючинска и Елизово на предмет освоения новых технологий обучения и повышения качества образования.