Александр Аникеев: «В основе развития образования Калужской области – сочетание традиций и инноваций»

В начале января в Калужской области с рабочим визитом побывал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. На встрече с губернатором Владиславом Шапшой он обсудил итоги и планы реализации нацпроекта «Образование», высоко оценил работу руководства региона в сфере образования и поблагодарил педагогов области за обеспечение непрерывного образовательного процесса в условиях пандемии.

Об особенностях реализации государственной образовательной политики в Калужской области, о подходах к повышению качества образования, информатизации школ и духовно-нравственному воспитанию рассказывает министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев.

– Александр Сергеевич, какие наиболее существенные изменения, на ваш взгляд, произошли за прошедший год в государственной образовательной политике?

– В 2020 году Министерство просвещения скорректировало основные направления нацпроекта «Образование» с учетом положений майского и июльского указов президента России. И сейчас нацпроект более четко ориентирован на достижение национальных целей.

Федеральный центр не просто выделяет регионам средства, но и задает новые векторы развития образования. Все больше внимания уделяется повышению его качества, и это лейтмотив всех федеральных проектов. Министерство просвещения последовательно действует в этом направлении, формирует правила игры и выстраивает, как мне представляется, очень четкую, внятную и понятную всем политику.

Одним из ключевых направлений работы Министерства просвещения стала аналитическая деятельность. Информация о работе региональных образовательных систем анализируется на федеральном уровне, и мы сами не смогли бы этим заниматься из-за нехватки ресурсов и инструментов. Мощная аналитика, которую мы получаем по результатам ГИА, ВПР, национальных и международных исследований качества образования, используется в работе регионального министерства, Калужского государственного института развития образования, муниципальных органов управления образованием.

– Какие направления нацпроекта «Образование» наиболее важны для вашего региона?

– Конечно, важен федеральный проект «Современная школа», потому что нам не обойтись без строительства новых школ и реновации уже существующих, без создания новых мест, обновления учебно-материальной базы.

Интересен и востребован проект «Точки роста» – в прошлом году было открыто 42 «Точки роста», в планах на этот год – еще 44, в последующие два года – еще 47. Это не только обновление кабинетов, но и создание новой образовательной среды, которая позволяет менять формат обучения и расширять образовательные горизонты.

Не менее востребованы кванториумы. Сейчас их два – в Калуге и наукограде Обнинске, в планах еще три, и я считаю очень важной инициативу Министерства просвещения в дальнейшем создавать кванториумы на базе школ. Эта инициатива открывает новые возможности для интеграции общего и дополнительного образования детей, для концентрации ресурсов дополнительного образования в школах.

«IT-куб» – необыкновенно интересный проект. Центр образования «IT-куб», открытый на базе IT-лицея Калуги, очень органично вписывается в действующую инфраструктуру. Там работают школьные педагоги, молодые, активные и мобильные, а также специалисты предприятий нашего IT-кластера.

Много внимания уделяется работе с детьми, проявляющими способности. В этом году наш региональный центр выявления и поддержки одаренных детей начнет круглогодично работать на базе обновленного детского лагеря в Калужском бору.

Можно говорить и о других направлениях нацпроекта, в которых участвует регион, – все они для нас важны и перспективны.

– Тогда несколько слов о вкладе Калужской области в повышение мировой конкурентоспособности российского школьного образования. Какие «подводные камни» возникают при решении этой задачи?

– Войти в топ-10 стран по качеству общего образования – задача амбициозная и сложная, требующая изменения наших приоритетов, но тем не менее выполнимая. И главное, что здесь необходимо делать, – поддерживать школы, демонстрирующие низкие образовательные результаты, работающие в сложных социальных контекстах. Есть несколько больших направлений работы: с администрацией школ, с педагогами, с детьми, с их родителями.

Директору и учителям очень непросто признать, что их школа относится к разряду слабых, и они не готовы беспристрастно анализировать причины сложившейся ситуации. Когда команда областного министерства и Института развития образования приезжает в школу, которая на протяжении нескольких лет стабильно показывает низкие результаты, первый вопрос, который мы задаем: «Почему так происходит?» И нам, как правило, задают встречный вопрос: «Вы знаете, какие у нас дети?» И поясняют, что они воспитываются в сложных семьях, что школа отдаленная и так далее.

Анализируя ситуацию в такой школе, мы чаще всего приходим к выводу, что ее сотрудники не понимают причины детской академической неуспешности, не обладают полной информацией о факторах, влияющих на повышение академических достижений детей. Они искренне считают, что миссия школы – присмотр и уход, что нужно уберечь «неблагополучных» детей от сложностей и проблем, а остальное не так уж важно. И наша задача – объяснить коллегам необходимость «перезагрузки», принятия целого комплекса мер, с помощью которых удастся повысить образовательные результаты.

– О каких мерах идет речь?

– Повышение эффективности управления, повышение квалификации педагогов, кадровые изменения, обучение функциональной грамотности и многое другое.

Я очень осторожно отношусь к рейтингам в образовании, однако считаю, что каждая школа должна понимать, какое место она занимает в региональной системе образования, как развивается относительно других школ. Для этого мы проводим областной конкурс школ, по итогам которого формируется рейтинг школ, и конкурс директоров, по итогам которого формируется рейтинг эффективности их управленческой деятельности. Полученные результаты – ориентир для дальнейшей работы.

Безусловно, отправной точкой позитивных изменений в школе может стать приход нового директора – активного, думающего, четко понимающего задачи государственной политики в образовании, способного сплотить вокруг себя коллектив, вдохновить коллег, поднять их на решение новых задач. Это 80% успеха. В последние три года в Калужской области было назначено довольно большое число директоров в возрасте от 25 до 35 лет – как правило, это педагоги, но есть и те, кто пришел из других сфер. Директорская должность не всегда привлекательна, поскольку сопряжена с огромной ответственностью, и не все готовы взвалить ее на свои плечи.

Еще одно направление – повышение квалификации учителей, к этой работе подключается Институт развития образования, а также федеральная Академия Минпросвещения России. Один из дистанционных курсов Академии, который наши педагоги освоили в прошлом году, – «Совершенствование предметных и методических компетенций учителей (в том числе в области формирования функциональной грамотности)». И конечно, мы делаем ставку на привлечение в школы молодых педагогов, в том числе выпускников непедагогических вузов.

В работе с учениками школ с низкими образовательными результатами можно выделить два основных направления – повышение учебной мотивации и обучение функциональной грамотности, прежде всего читательской и математической. Сейчас мы разрабатываем новые проекты повышения читательской грамотности – вероятно, придется выделять дополнительные часы на чтение, обучение работе с текстом, умению искать, анализировать, интерпретировать информацию и использовать ее в практической деятельности. Всю эту работу нужно начинать в начальной школе и даже в детском саду, потому что нормальное развитие ребенка в раннем возрасте – залог успеха в будущем.

– В ряде регионов особое значение приобретает обучение детей мигрантов, зачастую плохо говорящих по-русски. Есть ли эта проблема в Калужской области?

– Наш регион проводит очень активную инвестиционную политику, привлекает рабочую силу – отсюда большой приток мигрантов, особенно в северные районы, прилегающие к Московской области. В довольно большом количестве школ этих районов учатся дети-инофоны – в основном выходцы из стран СНГ, государств Средней Азии. Есть школы, где доля детей, для которых русский язык не является родным, превышает половину и даже две трети.

Несколько лет назад мы придумали проект по социализации и интеграции в учебный процесс детей мигрантов «Мы разные, мы вместе». Сейчас в нем участвуют 30 школ. В рамках проекта с учителями работают лучшие тренеры из московских и питерских педагогических вузов. Выделяются дополнительные часы на русский язык, в том числе в игровой форме, есть специальная программа по ознакомлению детей с историей Калужского края, с богатствами ведущих музеев. Используется театральная педагогика, различные методы развития интереса к чтению.

Еще один проект посвящен изучению школьного климата. Ученые Высшей школы экономики из Санкт-Петербурга проводили у нас исследование, делали выборки и доклады для каждой школы, чтобы директор увидел систему взаимоотношений между детьми и учителями, выявил проблемные точки, которые мешают детям эффективно учиться, и эту работу мы продолжаем. Разработаны антибуллинговые программы, и, полагаю, это тоже важный вклад в достижение результатов.

– В какой мере, на ваш взгляд, достижение высоких образовательных результатов связано с цифровой грамотностью как учителей, так и учеников?

– Я считаю, что достичь прорывных результатов можно только с помощью инноваций, а практически все ключевые инновации сейчас лежат в сфере информационных технологий. Войти в топ-10 стран по качеству общего образования невозможно без развития цифровой грамотности школьников и учителей. Именно на это нацелен федеральный проект «Цифровая образовательная среда», и одним из 15 регионов, которые в нем участвуют, стала Калужская область. Министр просвещения Сергей Кравцов назвал наш регион одним из лидеров цифровизации образования, подчеркнув, что мы очень выверенно и точно подошли к организации дистанционного обучения в период пандемии.

Дистанционное обучение при всех его сложностях очень сильно поспособствовало развитию информационно-технологических компетенций педагогов. Многие наши учителя предложили серьезные методические онлайн-разработки как для уроков, так и для внеурочной деятельности – например, для мероприятий в честь 75-летия Победы. В условиях дистанционного обучения они проявили интерес к творчеству, настроили детей на продуктивную работу.

– В то же время есть примеры, когда и родители, и представители системы образования указывают на издержки применения информационных технологий – например, на негативное воздействие социальных сетей на детскую психику.

– Можно сколько угодно рассуждать о вреде Интернета, но информационные технологии не пройдут мимо нас. Нужно не бороться с ними, не пытаться их остановить, а научиться с ними жить. И проводниками в этой работе должны стать наши учителя. Без тех же социальных сетей очень сложно представить себе современную жизнь.

Мы проанализировали письма, которые поступают из разных инстанций, об использовании Интернета в процессе обучения. В основном преобладают инструкции по безопасности, и создается впечатление, что Интернет – это сплошная опасность. Но, может быть, стоит использовать социальные сети для социализации, воспитания ребенка? Роль педагога в этой работе может быть очень значительной. Я вижу, как очень зрелые учителя достигают высоких результатов в использовании социальных сетей, мессенджеров в учебном процессе, делая его более мобильным.

Парадигма социализации сейчас иная, нежели в предыдущие годы. Раньше в качестве агента социализации выступал формальный или неформальный коллектив, в первом случае – классный или школьный, во втором – чаще всего дворовый. Теперь же основным фактором социализации становится сетевое взаимодействие, и те учителя, которые пока этого не поняли, продолжают действовать в привычной колее, и это плохо, их нужно учить работать иначе. Период дистанционного образования показал важность такой коммуникации.

Конечно, учителей нужно и дальше учить использованию огромных возможностей виртуальной среды. В системе подготовки и повышения квалификации педагогов необходим мощный информационно-технологический блок. Свои навыки они должны передавать детям. К сожалению, еще есть случаи, когда учителя обращаются за помощью к детям, когда нужно, например, настроить компьютерную технику, и, на мой взгляд, это не делает им чести.

– Калужская область известна своими традициями духовно-нравственного воспитания, и именно здесь пятнадцать лет назад с участием представителей Русской православной церкви активно обсуждалась возможность введения курса ОРКСЭ. Как ведется эта работа в контексте современных подходов к воспитанию личности?

– В период становления системы духовно-нравственного воспитания я возглавлял Управление образования города Калуги и хорошо помню те дискуссии. По-моему, подходы, сформированные в те годы, доказали свою эффективность и сегодня коррелируются с национальными целями и задачами, сформулированными в указах президента в части воспитания подрастающего поколения.

Конечно, нельзя ограничивать духовно-нравственное воспитание преподаванием курса ОРКСЭ, хотя, несомненно, это важный фактор, наш регион известен своими традициями, и более 70% наших школьников выбирают в качестве учебного модуля основы православной культуры. Но система духовно-нравственного воспитания, созданная в наших школах, включает преподавание и других курсов, и внеурочную деятельность, и в целом воспитательную работу. Направление номер один для нас – это патриотическое воспитание, связанное прежде всего с памятью о Великой Отечественной войне.

Мы возрождаем краеведческое образование – работаем над учебником «История Калужского края», где предлагается новая интерпретация региональной истории. Во многих школах изучается литературное краеведение, духовное краеведение, и здесь школы сотрудничают с Калужской епархией Русской православной церкви, действует Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию. В целом эта работа позитивно воспринимается населением и во многом способствует сохранению стабильности в нашем регионе, уважению к духовно-нравственным традициям.

Вместе с издательством «Просвещение» реализуем проект по изучению английского языка в школах на региональном материале. На это нас вдохновил опыт Москвы, где в школах используется учебное пособие City Stars. Это замечательный способ познания детьми своего родного края, они учатся рассказывать на английском о нашей истории, о наших ценностях, и тем, кто в дальнейшем будет работать в туристическом кластере, эти знания особенно пригодятся. По пособиям Kaluga Files уже учатся в начальных классах, готовы пособия для среднего звена, и эту работу мы будем продолжать. Региональный аспект должен присутствовать при обучении детей всем предметам. В основе развития образования Калужской области – сочетание традиций и инноваций, движение вперед с опорой на наши духовные ценности. И мы уже сегодня видим, что такой подход дает результаты.

– На чем планируете сделать акценты в развитии калужского образования в ближайшие годы?

– Предстоит дальнейшая реализация нацпроекта «Образование», повышение качества на всех ступенях образования. Особое внимание будет уделяться кадровой политике и модернизации непрерывного педагогического образования: под новые задачи школе нужен новый учитель. Безусловный приоритет – информатизация, развитие цифровой образовательной среды. И конечно, это воспитание. Такая комплексная работа на уровне региона будет способствовать достижению общих амбициозных целей, стоящих перед системой образования России.


Беседовал Борис Старцев