Всероссийское совещание с представителями регионов, ответственными за реализацию проекта «Школа Минпросвещения России», состоялось в Академии Минпросвещения России 24 марта 2023 года. «Школа Минпросвещения России» – проект, нацеленный на формирование единого образовательного пространства для каждого школьника Российской Федерации независимо от места его проживания, местонахождения его школы, социально-экономических условий его семьи и других факторов. Спикерами на совещании выступили ведущие федеральные эксперты в сфере образования.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева раскрыла основные идеи проекта: «Проект «Школа Минпросвещения России» ‒ это механизм создания и развития единого образовательного пространства в стране. Относиться к этому проекту нужно как к эталонной модели, как к единым требованиям к образовательной среде, единым требованиям к школе, к школьному климату, к организации образовательной, просветительской, воспитательной деятельности. Важно при этом, что каждая школа сохраняет свои способы, свои достижения, свои пути реализации поставленной задачи».
В рамках мероприятия участники подвели итоги работы в 2022 году и обсудили планы по реализации проекта на 2023 год. Важным аспектом развития проекта является вовлечение максимального количества школ в каждом регионе. У любой школы должна быть возможность пройти самодиагностику по показателям проекта «Школа Минпросвещения России» и сверить вектор своего движения с магистральными направлениями.
Прохождение самодиагностики – это настройка образовательной организации на единство образовательного пространства. Цифровые сервисы проекта обеспечат такую возможность всем школам России. Предполагается, что самодиагностику пройдут 80% общеобразовательных организаций. По результатам самодиагностики можно будет не только увидеть свои «точки роста», но и получить целевой пакет управленческих решений и практик для совершенствования образовательной деятельности и разработки программы развития. В результате такой работы к 2024 году все образовательные организации, прошедшие самодиагностику, смогут продемонстрировать уровень соответствия статусу «Школа Минпросвещения России» не ниже базового. В 2023 году среди школ, показавших «полный» уровень соответствия статусу проекта, будут определены школы-образцы. Успешные управленческие и педагогические практики таких школ станут примером для всех школ России.
Если в прошлом году в апробации проекта участвовали около 3000 общеобразовательных организаций из 70 регионов нашей страны, то в 2023 году предполагается, что в нем примут участие уже более 30 000 школ из всех субъектов Российской Федерации.
Важная задача в 2023 году стоит перед пилотными регионами: Воронежской областью, Хабаровским краем, Республикой Башкортостан ‒ и ФГБОУ «МДЦ «Артек». Уже этой весной на базе школ пилотных субъектов пройдут управленческо-проектные семинары, а до начала учебного года будут апробированы основные цифровые инструменты: автоматизированный конструктор программ развития и сервис самодиагностики. Последний в этом году претерпит изменения: в перечень показателей по итогам апробации будут внесены изменения, количество показателей и методика расчета будут актуализированы по итогам профессионального обсуждения.
О том, как проект «Школа Минпросвещения России» становится механизмом усиления единой системы управления качеством образования, рассказал директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максим Костенко: «Проект «Школа Минпросвещения России» не является оценочным. Это проект, имеющий прикладное значение и поддерживающий команду управленцев. Задача проекта – собрать все имеющиеся ориентиры для руководителя образовательной организации и дать конкретные инструменты управления. В ходе реализации проекта в течение двух-трех лет будет сформирован гибкий стандарт региональной модели управления качеством условий, качеством среды для обучения и воспитания в любой школе каждого региона».
Ректор Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин раскрыл управленческий аспект реализации проекта «Школа Минпросвещения России»: «Нам важно проложить магистральные направления «Школы Минпросвещения России» через всю региональную систему повышения квалификации. В этом году будут актуализированы показатели деятельности школ в рамках проекта, доработан автоматизированный сервис самодиагностики, проведена серия тематических семинаров в течение всего года, организованы курсы повышения квалификации для управленческих команд, разработана новая модель аттестации директоров школ и завершено наполнение «Настольной книги директора».
В своем выступлении начальник Управления научно-исследовательской деятельности Института стратегии развития образования РАО Ирина Ускова рассказала о том, как сегодня осуществляется поддержка управленческих кадров в системе образования. О развитии цифровых сервисов проекта «Школа Минпросвещения России», об автоматизации анализа результатов самодиагностики и формирования программы развития школы участникам совещания рассказал начальник центра программной и проектной деятельности Федерального института цифровой трансформации в сфере образования Даниил Суханов.
Проректор Академии Минпросвещения России Ольга Суханова и заместитель начальника управления исследования и разработки Академии Светлана Ладыгина провели презентацию обновленных критериев и показателей самодиагностики образовательной организации.
В ходе совещания состоялись персональные встречи ответственных за реализацию проекта в регионе с представителями Министерства просвещения Российской Федерации и подведомственных организаций, сопровождающих проект. Коллеги из разных уголков России поделились опытом реализации проекта, рассказали о проведенных в регионах мероприятиях и о задачах, которые были сформулированы по итогам 2022 года.
На тематических мастер-классах, которые прошли в рамках Всероссийского совещания, команда Академии Минпросвещения России представила участникам целевую модель аттестации директоров школ, Библиотеку цифрового образовательного контента, а также настольную дидактическую игру «Это не игра», посвященную информационной безопасности детей в сети Интернет.