Темой очередного онлайн-семинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» стали различные аспекты становления и развития агрообразования.
В этом году Академия провела стажировку в Тамбовской области, участники которой смогли изучить опыт региона, где удалось создать эталонную для нашей страны систему агрообразования. Система включает результативные сельские школы, налаженные связи с вузами и бизнес-партнерами, исследовательскую деятельность, профориентационную работу и многое другое. По результатам стажировки в Тамбовской области было принято решение о проведении вебинара по теме агрообразования на площадке Академии Минпросвещения.
Модератором тематического семинара выступила Наталья Пономарева, ректор Института развития образования Иркутской области, где также ведется активная работа по развитию сельских школ, подготовке и сопровождению сельских учителей. С 2014 года региональный Институт развития образования проводит исследования и разрабатывает дополнительные профессиональные программы для педагогов сельских школ. Сегодня в Иркутской области функционируют 56 пилотных и 35 региональных инновационных площадок по теме агробизнесобразования.
Николай Махнев, исполнительный директор национального проекта «Сельские школы РФ», считает сельские и агрошколы важнейшими ресурсами для развития страны. Нужно ли при этом сельской школе становиться агрошколой? Отвечая на этот вопрос, спикер привел ряд преимуществ, которыми обладает агрошкола. Среди них: повышение эффективности образовательного и воспитательного процессов; расширение возможностей школы за счет взаимодействия с партнерами; раннее самоопределение и профессиональные пробы для школьников; развитие местного сообщества и региона в целом.
Сегодня крупнейшими и успешными регионами в деле развития агрообразования являются Тамбовская область, Республика Саха (Якутия) и Иркутская область. Этим регионам удалось провести большую работу по созданию и развитию агрошкол и агроклассов, которая на начальном этапе включала создание необходимой инфраструктуры и привлечение ресурсов. Николай Махнев привел практические примеры шагов, которые может сделать школа для привлечения ресурсов и развития материальной базы. Так, начать можно с небольшого малозатратного проекта, который был бы интересен, в первую очередь, школьникам и их родителям, например, с теплицы, где можно выращивать овощи для школьной столовой.
Для дальнейшего развития проекта, конечно, потребуется наладить партнерские связи с органами местного самоуправления, вузами, бизнес-сообществом, сельхозпроизводителями и НКО, а также участвовать в различных конкурсах на грантовую поддержку. Кроме того, очень полезными и продуктивными являются мероприятия с участием родителей школьников и местного сообщества.
Главный агроном компании «СеДеК» Анатолий Осихов рассказал об опыте сотрудничества с агрошколами, которые не только готовят будущих специалистов для отрасли, но и содействуют продовольственной безопасности страны. Опыт взаимодействия его компании со школами оказался взаимовыгодным и плодотворным: детям интересно выращивать высокоурожайные и скороспелые сорта овощей, в свою очередь, компания получает обратную связь о том, как внедряются сорта, то есть ведется своего рода сортоиспытание. В этом году компания обеспечила 30 школ семенами овощей, в последующие годы количество школ увеличат в несколько раз, а самых активных ребят будут поощрять наградами и грантами.
Анатолий Осихов также отметил, что в этой работе не требуется больших финансовых затрат, а важны заинтересованные люди, которые помогут выпускникам сельских школ легче войти в производство и в агробизнес, что позволит справиться с серьезным кадровым дефицитом в этой сфере.
В завершение семинара Наталья Пономарева, ректор Института развития образования Иркутской области, подчеркнула, что развитие агрошкол – это путь, который не только помогает сформировать интерес ученика к труду, но и способствует развитию стратегически важного сектора экономики страны – сельского хозяйства.
Подводя итоги вебинара, руководитель Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин предложил запланировать на весну 2022 года совместные с проектом «Сельские школы РФ» стажировки по теме агробизнесобразования в уникальных школах Иркутской и Нижегородской областей. «Сельские школы – малооцененный ресурс, важный для регионов и для страны в целом. Если раньше мы видели, что школа – это социокультурный центр, то на примере агрообразования мы видим, что школа становится центром развития, подготовки профессионального потенциала для региона», – отметил Павел Кузьмин.