22 декабря 2021 г.

«УЧИТЕЛЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СУБЪЕКТ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ»

Огромное спасибо всем сегодняшним спикерам. Мне кажется (и тут я согласен с Сергеем Владимировичем Станченко), что все они были очень убедительны. 

Их выступления убеждают, что, к счастью, сейчас создается реально очень мощная система методического сопровождения педагогов. Причем настолько мощная, что у меня возникают опасения, что у некоторых руководителей разных уровней (увы, помню и по себе) может появляться соблазн превратить в этой мощной системе рядового учителя в бесправный и безвольный объект, а не важнейший субъект этой системы. И тогда эта замечательная возможность для учителя моментально превратится в тяжелейшую повинность и вызовет явное или неявное сопротивление рядовых учителей. Нам ни в коем случае нельзя забывать об этом риске, потому что он, к сожалению, часто имел место в нашей практике. 

Хорошо бы нам всем предусмотреть страховку от таких соблазнов. Рискну предложить один из возможных вариантов сохранения учителя как важнейшего субъекта этой системы. При этом я согласен, что при сегодняшних технологиях, когда слова «прийти» или «присутствовать» имеют уже много вариантов реализации (например, можно «присутствовать» дистанционно), использовать высокопрофессионального, авторитетного методиста (а другие нам не нужны) только для одной школы или даже только для одного муниципалитета — роскошь невероятная. Поэтому хорошо бы в идеале дать возможность каждому учителю выбирать себе методиста, хотя бы пока в пределах своего региона. А количество учителей, долгосрочно признающих своим личным того или иного методиста, может стать одним из измерителей объема, качества труда методиста и может повлиять на его оплату труда. 

Коллеги, убежден, что если оценка и оплата труда методиста не станут являться его мощнейшей мотивацией, то боюсь, что рано или поздно мотивация и активность методистов будут иметь тенденцию к выравниванию на нулевом уровне. 

В своем убедительном и оптимистичном выступлении Евгений Владимирович Беляев сказал, что «все изменения исключительно в лучшую сторону». И мне, когда я слушал сегодня всех выступающих, тоже так показалось. Но у всех изменений (даже в лучшую сторону) всегда есть сопутствующие риски. Не бывает такого, чтобы у изменений не было абсолютно никаких рисков. И мы обязаны предупреждать эти риски. Да, я согласен, задачи новой системы вполне традиционные, но технологические, организационные, финансовые механизмы их решения могут и должны быть абсолютно инновационные, в том числе и механизм оценки труда методистов. 

Мне не очень нравится моя неблагодарная функция на наших семинарах – к убедительному азарту наших спикеров добавлять осторожность опыта, но убежден, что это тоже необходимо.