9 ноября 2021 г.

«ЦИФРОВИЗАЦИЯ НА СЛУЖБЕ ПЕДАГОГИКИ»

Меня столько раз в жизни обвиняли в избыточном реформаторстве, что я могу себе позволить один раз рискнуть выглядеть консерватором. 

Я, конечно, рад высокой готовности всех коллег вводить в школьную жизнь самые современные технологии. При этом я особо рад, что Андрей Валерьевич Горобец – директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России – несколько раз подчеркнул позицию создания именно цифрового помощника учителя. Мне вообще представляется, что все обсуждения цифровизации образования должны (или, по крайней мере, могли бы) идти под лозунгом «Цифровизация на службе педагогики». 

Всё-таки фундамент школы – это педагогика. А мы знаем, что фундаменты являются главными несущими элементами любого здания или сооружения, так как они воспринимают нагрузку от вышележащих конструкций и передают её на основание. 

Давайте беречь фундамент! Тогда школа выдержит любые надстройки, перестройки, трансформации и модернизации. Фундамент отечественной педагогики очень глубокий и прочный. Правда, как и о любом фундаменте, мы, к сожалению, мало о нём знаем. 

И почему я употребил слово «выдержит»? Нам важно при технологической модернизации школы не породить «учителей-луддитов». Напомню, что лидерами в луддитском движении два века назад были лучшие мастера ручного труда. Поэтому мне представляется крайне важным сделать лидерами цифровой модернизации школы именно самых опытных и самых авторитетных учителей. Да, это сложнее, чем работать с молодыми учителями, для которых современные технологии просто естественны, но это очень важно. 

И если бы меня спросили, что я больше всего хотел бы Вам сегодня сказать, то я бы ответил так: «Берегите в школе педагогику, и тогда можно смело принимать цифровизацию»