19 марта 2021 г.

Цифровая образовательная среда

Кузьмин Павел Владимирович, директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации

Цифровые технологии открывают большие возможности для персонализации обучения, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, мониторинга образовательных результатов, самодиагностики, а также для достижения нового уровня образовательных результатов, в том числе через развитие талантов и способностей каждого ребенка. Основная миссия цифровой образовательной среды – страна без образовательных окраин.

Пандемия выявила проблему неравенства регионов, образовательных организаций, семей в получении доступа к качественным образовательным услугам, оценке качества образования, возможностям самодиагностики. Одна из основных задач современного развития – решить проблему цифрового неравенства регионов, школ, обеспечить доступ к верифицированному контенту и цифровым сервисам для всех. В частности, на преодоление цифрового неравенства образовательных организаций обучающихся направлен федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в рамках которого российские школы получат новое современное цифровое оснащение.

Сервисы цифровой образовательной среды.

Цифровая образовательная среда включает следующие сервисы:

– Библиотека цифрового образовательного контента: хранение, поиск, отображение и использование цифрового образовательного контента, разрабатываемого по заказу государства, на уроке и дома.

– Маркетплейс: доступ к дополнительному цифровому образовательному контенту сторонних разработчиков.

– Сервис контрольных измерительных материалов для оценки текущей успеваемости и для самодиагностики: создание диагностических материалов для оценки знаний и умений, проведение проверочных работ и обеспечение самостоятельной подготовки обучающихся.

– Цифровая биография: агрегатор образовательных результатов ученика.

– Сервис создания типовых сайтов для образовательных организаций: создание типовых сайтов школ в соответствии с требованиями законодательства.

– Взаимодействие с ЭЖД: учет образовательных результатов, планирование учебной нагрузки и составление расписания.

– Личный кабинет: персонифицированный доступ к сервисам цифровой образовательной среды.

– Государственные услуги в сфере образования: взаимодействие с ЕПГУ по отображению релевантных для пользователя услуг.

– Управление контентом: воспроизведение контента и управление устройствами отображения, анализ и мониторинг использования.

– Сферум: коммуникационная платформа, на базе которой проводятся видеоконференции и ведутся школьные сообщества.

– Создание документов онлайн: разработка презентаций, документов, таблиц и графиков с использованием веб-браузера.

– Обработка больших данных: построение индивидуальных образовательных маршрутов, аналитика для управления системой образования.

В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» единой точкой доступа к образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации будет федеральная государственная информационная система «Моя школа» (рисунок 1). На платформе будут сконцентрированы различные сервисы, базы данных, в дальнейшем платформа сама, в зависимости от достижений ребенка, будет предлагать ему возможности дальнейшего развития, в основном за счет программ дополнительного образования детей, оценки образовательных результатов, самодиагностики. ФГИС «Моя школа» будет работать «в связке» с региональными электронными системами.

Контент цифровой образовательной среды.

Контент (рисунок 2) цифровой образовательной среды размещается на сервисах «Библиотека цифрового образовательного контента» и «Маркетплейс». Планируется формирование универсального тематического классификатора со следующими основными характеристиками:

– разрабатывается на основе требований ФГОС;

– охватывает полный объем содержания образовательных программ для базового и углубленного уровней;

– связывает все единицы цифрового контента;

– содержит структурированный перечень изучаемых тем и учебных занятий;

– отражает связь контента с ожидаемыми результатами;

– отражает связь учебного занятия с перечнем умений, оцениваемых в рамках международных исследований;

– обеспечивает связь учебного занятия с направлениями воспитания и духовно-нравственного развития.

Планируется два уровня контента: допущенный и рекомендованный.

Формирование содержательного ядра цифровой образовательной среды обеспечивает:

– создание единого образовательного пространства;

– равный доступ к качественному образованию;

– универсальность применения в традиционном, электронном, смешанном обучении.

Сервис «Библиотека цифрового образовательного контента».

Библиотека включает в себя интерактивный общедоступный контент, разрабатываемый по заказу государства, по всем темам школьной программы:

– общедоступный;

– бесплатный;

– по всем разделам универсального тематического классификатора, охватывающего все темы школьной программы с 1 по 11 класс по всем предметам;

– более 26 тысяч цифровых опорных конспектов;

– 60 тысяч электронных образовательных материалов, включая художественную литературу, тренажеры, задания для самоподготовки, электронные домашние задания, самодиагностики, инфографику, интерактивные лекции и др.

Сервис «Маркетплейс».

Это высокотехнологичный опциональный (дополнительный) контент от бизнес-разработчиков:

– цифровые образовательные модули – завершенные наборы тем по предметам (разделам), расширяющие и/или углубляющие их содержание с применением цифровых мультимедийных ресурсов;

– цифровые учебно-методические комплексы – завершенные курсы по предметам, углубляющие и расширяющие их содержание с помощью цифровых мультимедийных ресурсов и сервисов, имеющие программные средства оценки результативности обучения и средства адаптации образовательной программы к возможностям обучающихся на основе интеллектуальных алгоритмов и анализа данных.

Особенности сервисов для хранения, поиска, отображения и использования цифрового образовательного контента:

– возможность использовать готовые учебные занятия, разработанные совместно с экспертами на основе требований стандартов к личностным, предметным и метапредметным планируемым результатам;

– образовательный контент доступен для 1–11 классов, охватывает полный объем содержания образовательных программ для базового и углубленного уровней;

– индивидуальные подборки образовательного контента по результатам выполнения оценочных процедур;

– аналитика и статистика использования образовательного контента;

– возможность воспользоваться контентом на компьютерах, мобильных устройствах, Smart TV, интерактивных досках;

– адаптация интерфейса для лиц с ОВЗ;

– персональные уведомления об активностях в системе и создание мотивационной среды изучения образовательного контента;

– использование в режиме офлайн.

Использование цифровых образовательных технологий поддерживает эффективность реализации федеральных государственных образовательных стандартов: возрастают возможности персонализации образования, использование всего разнообразия современных технологий, интерактивных практик и т.д. Цифровые образовательные технологии сегодня – возможность для развития творчества учителя, минимизация рутинных функций. Используя цифровые технологии в образовательной деятельности, важно помнить и соблюдать СанПиН.

Сервис контрольных измерительных материалов для оценки текущей успеваемости и для самодиагностики.

Сервис позволяет работать с диагностическими материалами для оценки знаний и умений, проведения проверочных работ и обеспечения самостоятельной подготовки обучающихся. Обучающиеся могут воспользоваться материалами сервиса как в режиме самодиагностики, самопроверки (по собственному желанию), так и по заданию учителя (рисунок 3). Данный сервис не исключает возможность использования аналогичного регионального сервиса при наличии такового.

Сервис контрольных измерительных материалов для оценки текущей успеваемости и для самодиагностики.

Сервис позволяет работать с диагностическими материалами для оценки знаний и умений, проведения проверочных работ и обеспечения самостоятельной подготовки обучающихся. Обучающиеся могут воспользоваться материалами сервиса как в режиме самодиагностики, самопроверки (по собственному желанию), так и по заданию учителя (рисунок 3). Данный сервис не исключает возможность использования аналогичного регионального сервиса при наличии такового.