19 января 2022 г.

Смыслы и ценности отечественного образования

Хочу начать с абсолютно личностного признания. За полвека работы в системе у меня сложилось очень сложное отношение к термину «методические рекомендации». Скорее всего, это отношение можно описать известными словами Владимира Маяковского: «Я волком бы выгрыз бюрократизм». Мне часто хотелось задать авторам некоторых методических рекомендаций вопрос: «Написать-то вы сумели, а прочитать вы сможете то, что написали?» И вот, к счастью, я сегодня абсолютно искренне хочу поздравить авторов методических рекомендаций по наставничеству. По крайней мере, мне было очень интересно читать, даже к каким-то местам несколько раз возвращался. И самое главное, они абсолютно понятны и системны, а это большое достоинство этих методических рекомендаций. 

Также в выступлении Надежды Анатольевны Ладиловой прозвучал очень важный момент о том, что наставничество – это «социальный институт, обеспечивающий передачу… системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников». Мне кажется, что это важнейшая и труднейшая задача. И поэтому у меня есть предложение: подумать о создании общими усилиями пособия, которое бы называлось «Смыслы и ценности отечественного образования». К сожалению, поговорка «Всё новое – это хорошо забытое старое» является правильной. И когда я сегодня слышу всякие новомодные переводные идеи, то всегда вспоминаю, что практически все они были в отечественной педагогике. 

Вот и Лариса Михайловна Савина, говоря о наставничестве в среднем профессиональном образовании, почему-то вспомнила именно дуальное обучение, а не российские школы фабрично-заводского ученичества. Это доказательство того, что мы за последние 30–35 лет, к великому сожалению, почти начисто удалили у себя из памяти огромнейший позитивный и до сих пор полезный опыт отечественной педагогики. 

И поэтому без такого пособия всем будет трудно передавать «систему смыслов и ценностей». А такое пособие могло бы оказаться очень ценным, востребованным и полезным. В первую очередь это была бы моральная поддержка старшего поколения педагогов. А то мне кажется, мы скоро начнем думать, что мы всё делали неправильно, плохо и вот, наконец-то, нам рассказали, что есть функциональная грамотность, социальный интеллект. Хотя если мы вспомним отечественную систему образования (а это была далеко не только школа, но и школа плюс огромный спектр внешкольных учреждений – дома пионеров, станции юных техников, станции юннатов, а также детских организаций – пионерская, комсомольская), то тогда мы, наверное, признаем, что и в направлении функциональной грамотности, и социального интеллекта делалось очень многое и зачастую намного эффективней, чем у коллег в других странах. 

Поэтому мне кажется, что смыслы и ценности отечественного образования достаточно стабильны, традиционны и востребованы даже в эпоху новейших технологий, которые помогают еще более эффективно реализовывать их в нашей системе образования. 

И если уж мы в методических рекомендациях вспомнили диссертацию Дональда Киркпатрика 1954 года, то, может, нам надо вспомнить и что-то свое? Но в случае этого ученого хорошо то, что его дети продолжают его дело. Может, и нам не бросать то, что делали наши отцы, а продолжать их дело?