17 августа 2021 г.

СИГНАЛЫ СВЕРХУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОНАПРАВЛЕННЫМИ

Сегодня о многом хочется сказать, а много – значит, неправильно. Поэтому поделюсь с вами короткими комментариями к выступлениям спикеров семинара. 

Спасибо огромное Светлане Алигарьевне Минюровой за грамотную организацию «очень вкусного разговора» (как говорит один мой знакомый в таких случаях). У меня было такое ощущение, что это некий «отложенный десерт» прошлого семинара. 

Мне понравился тезис Андрея Анатольевича Кашаева о том, что мы живём в одной сигнальной системе. Конечно, разноголосица сигналов всегда мешает жить и работать. Когда-то прочитал, что разные сигналы сверху приводят к шизофрении получателя сигналов. Поэтому важно, чтобы сигналы сверху поступали сонаправленные. Мне кажется, что внутри каждой системы, которая даёт сигналы (например, ИРО/ИПК), всегда должен быть своеобразный «нулевой муниципалитет» (или школа), то есть маленькая группа, на которой вы проверяете, как ваш сигнал будет воспринят тем, кому вы его даёте. 

Хотел бы отнестись к выступлению Ирины Александровны Патроновой. У меня уважительное отношение к запросам, но не фанатичное. Генри Форд однажды сказал: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы сказали, что хотят более быстрых лошадей». То есть тогда бы автомобилей никогда не появилось. Поэтому мы должны уважительно относиться к запросам, но не думать, что только на основании запросов можем создавать что-то новое. Я думаю, что новое и полезное рождается более сложными путями, чем просто выполнением запросов. 

Не могу обойти стороной интересную идею о Банке коллективных знаний, на которую также обратил внимание Павел Владимирович Кузьмин. Но хотел бы предупредить, что создать Банк коллективных знаний можно, а вот Банк коллективных умений - невозможно. Умения придётся каждому развивать в себе самому. 

Но больше всего сегодня, коллеги, я позавидовал людям, не планирующим развивать свою личность, о которых говорила в своём выступлении Ирина Александровна. Но позавидовал только на секунду. Подумал, как легко живут эти люди. Живут легко, но чаще всего без результатов. Поэтому, конечно, тяжело планировать развитие своей личности, всё время необходимо мотивировать себя. Кстати, этому хорошо воспитывает спорт. Если хотите, чтобы человек ставил задачи своего развития, приучите его, в первую очередь, к занятиям каким-нибудь видом спорта. Он дальше этот навык будет переносить везде. 

Также у меня возникла просьба к Игорю Евгеньевичу Барсукову отказаться от фразы, что «без автоматизации мы не выживем». Потому что в данном выступлении разговор был не о результатах системы, а о наших личных управленческих проблемах. А система выживала 50 лет тому назад и без автоматизации. Вряд ли возможно убедить тех, кто работал и учился в этой системе, что она выживала хуже, чем сегодня. Другое дело, что мы сегодня должны говорить о приращении эффективности системы. 

И поэтому, когда Екатерина Сергеевна Черепанова продолжала затронутую тему, я подумал, что если в цифровизации процесса обучения ещё возможны дискуссии о том, что хорошо, а что плохо, то в цифровизации процесса управления давно уже все дискуссии закончены. Сегодня процесс управления без цифровизации не может быть эффективным. А когда повысится эффективность управления, тогда обязательно повысится и эффективность процесса обучения. 

Я позавидовал Павлу Владимировичу, когда он рассказывал о Тамбове. Последний раз я был там 12 лет назад и ещё тогда я был в восторге от аграрных школ Тамбовской области. Думаю, что за эти годы они серьёзно продвинулись вперёд. Поэтому хорошо, что Павел Владимирович запланировал ряд семинаров по этой теме. Полагаю, что нам нужно обязательно пригласить коллег из Минсельхоза России и из проекта «Энциклопедия сельских школ России», чтобы они тоже поучаствовали в этом семинаре. 

У нас, к сожалению, сельские школы составляют большую часть списка ШНОР (школ с низкими образовательными результатами). А я думаю, что сельские школы чаще всего - это школы с другими (уникальными) образовательными результатами, которых невозможно добиться в городской школе. Мне кажется, нам надо поддерживать сельские школы и те уникальные результаты, которые они дают детям.

Также прошу обратить внимание на выступление Марии Ивановны Коверовой об исследовании PISA YAFS 19-летних молодых взрослых. Если мы не понимаем, что дало нашим ребятам к 19 годам время обучения в школе, то вряд ли мы понимаем до конца сам процесс обучения в школе. Я думаю, что было бы очень полезно, чтобы кто-то рискнул посмотреть, что дало обучение в школе всей возрастной когорте выпускников хотя бы нескольких школ.