17 августа 2021 г.

«ИЗУЧАЕМ ЧУЖОЕ – ДЕЛАЕМ СВОЕ»

Продолжаем делиться с Вами различными эффективными зарубежными практиками по решению общих проблем, которые стоят перед системами образования. 

В первой статье говорится о типе преподавания, который необходим детям именно сейчас. Во время пандемии, в дополнение к академическим знаниям, ученики приобрели огромное количество других знаний и навыков, остро необходимых в современных условиях. За последние полтора года они стали более независимыми и ответственными, лучше научились управлять своим временем, приобрели новые цифровые и технологические компетенции. 

В связи с этим автор статьи предлагает обратить внимание на метод преподавания, разработанный учителем английского языка из Калифорнии, который говорит, что помимо повышения внешней мотивации учащихся, гораздо важнее их внутренняя готовность и желание развиваться. 

4 ключевых элемента, которые помогают создать условия, способствующие развитию внутренней мотивации учащихся:
- определенный уровень автономии;
- развитие компетенций;
- эмоциональная связь;
- актуальность обучения. 

В статье подробно описан каждый из элементов, который помогает развитию внутренней мотивации учащихся. 

Конечно, образование играет ключевую роль в переходе к глобальной устойчивости. Именно поэтому одна из целей стратегии образования должна быть направлена на обеспечение того, чтобы все учащиеся приобрели знания и навыки, необходимые им для современной жизни, с учетом экологических, социальных, культурных и экономических факторов. 

Опираясь на это, Ирландская национальная профсоюзная организация учителей, разработала документ, в котором описываются ключевые аспекты в достижении устойчивого развития: 

- пересмотр учебной программы начальной школы;
- школьная инфраструктура;
- сотрудничество школ с другими организациями;
- начальная подготовка преподавателей;
- непрерывное профессиональное развитие;
- внешкольное обучение. 

Не стоит забывать, что любая новая учебная программа, которая вводится, должна сопровождаться тщательным руководством и мероприятиями по профессиональному развитию для всех учителей и директоров на системном уровне. 

И на третьем документе мы бы хотели остановиться более подробно. В нем говориться об исследовании PISA YAFS (Young Adult Follow-up Study), которое оценивает молодых взрослых. Данное исследование позволяет увидеть результаты школьного обучения и его влияние на жизнь взрослых людей спустя некоторое время после получения ими образования. Все задания PISA YAFS по математике и чтению воспроизводили реальные ситуации из жизни, в которых навыки счета, точно так же, как и навыки понимания текста, были необходимы для выполнения заданий. 

В статье представлены результаты PISA 15-летних учащихся в 2012 году и результаты PISA YAFS этих же учащихся, но через 4 года, т.е. когда им было уже 19 лет. Специалисты сравнили результаты этих двух исследований, чтобы увидеть динамику развития молодого поколения. И сделали выводы о том, как и какие аспекты обучения в школе влияют на дальнейшую успешность школьников. 

Тема представляется очень важной и перспективной. Ведь наша цель не в том, чтобы наши ученики просто хорошо окончили школу. Для нас важно, чтобы у наших выпускников была хорошая жизнь и они смогли в ней самореализоваться. Следовательно, нам нужно понимать характеристики, когнитивные навыки и другие компетенции учащихся, которые помогут им в дальнейшей жизни.

Такого исследования (или похожего на него) у нас пока нет. Но интересно было бы посмотреть и сравнить результаты (хотя бы выборочно) выпускников отдельных школ. Наверное, провести такие точечные исследования под силу региональному институту повышения квалификации. А по их результатам можно было бы говорить о целесообразности/нецелесообразности продолжения такого исследования на федеральном уровне. 

По ссылке можно ознакомиться с полными версиями материалов, которые были анонсированы в рамках рубрики «Изучаем чужое – делаем своё». 

Наше неизменное правило работы: «Хорошо можно сделать только то, что придумал сам!».

Для получения более подробной информации об эффективных практиках обращайтесь к Коверовой Марии Ивановне (koverovami@apkpro.ru; 8-915-142-71-65). 

Мы ждем Ваши эффективные варианты решений общих проблем!