Крупченко Анна Константиновна – профессор, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории исследования современных направлений развития образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Автор свыше 180 научных трудов и учебных изданий, ведущий исследователь и редактор коллективных монографий и книг по аксиологии иноязычного образования, раскрывающих ценностные ориентиры междисциплинарного (иноязычного) профессионального педагогического образования. Грантополучатель и руководитель проектов, эксперт РГНФ – РЦНИ (РФФИ), руководитель и оппонент докторских, кандидатских и магистерских диссертаций, рецензент научных изданий и учебных пособий вузов. Председатель ГАК по направлению «Педагогическое образование» в ведущих педагогических вузах страны, член (председатель) жюри Всероссийских педагогических конкурсов «Учитель года России», «Мой лучший урок», «Педагогический дебют» и др.
Профиль А.К. Крупченко в eLIBRARY.RU
Педагогическая аксиология непрерывного образования изучает междисциплинарную область знаний, рассматривающую образование, воспитание, обучение и педагогическую деятельность в процессе непрерывного образования как основные человеческие ценности.
Актуальность проведения исследований, реализующих принципы аксиологического подхода в процессе непрерывного образования обусловлена ситуацией геополитической турбулентности современных глобальных политико-экономических и социокультурных изменений, оказывающих влияние на поведение и ценности молодежи, и в связи с этим возросшей потребностью в формировании таких основных ценностей, как: патриотизм, чувство причастности к судьбе Родины, историческая память, гражданское самосознание, укрепляющее общероссийскую гражданскую идентичность и другие ценностные характеристики личности так как доминирование тех или иных ценностей отображает динамику развития общества, является индикатором происходящих в нем процессов.
Среди вопросов, которые исследует «Педагогическая аксиология непрерывного образования» следующие:
Тюнников Юрий Станиславович – профессор, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории исследования современных направлений развития образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Основная область научного интереса: теория и практика сценарного подхода к педагогическому проектированию в системе непрерывного образования. Автор 20 монографий, 30 учебных и учебно-методических работ, 170 научных статей, из них 97 журнальных статьей (WOS, Scopus, ВАК). Руководитель и исполнитель ряда научно-исследовательских проектов. Имеет многолетний опыт научного руководства диссертационными исследованиями по научным специальностям: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования», 5.8.7. Методология и технология профессионального образования».
Профиль Ю.С. Тюнникова в eLIBRARY.RU
В развитии теории и практики педагогического проектирования сегодня достаточно отчетливо обозначились две взаимосвязанные тенденции: выделение все новых объектов педагогического проектирования, которые необходимо интегрировать в системы более высокого порядка (и не только педагогические); усложнение самих объектов педагогического проектирования, состоящих из разнородных элементов.
Вместе с тем, следует констатировать, что проблемы педагогического проектирования крайне редко ставятся и решаются в детерминантном контексте как одна общая проблема и еще реже – в рамках концептуального обоснования единой проектной стратегии. Сложившаяся ситуация входит в противоречие с необходимостью решения ряда проблем педагогического проектирования. В теоретико-концептуальном отношении актуальными становятся проблемы разработки исходных идей, стратегических ориентиров, базовых моделей, принципов, параметров, необходимых для построения не только локальных педагогических систем или их отдельных элементов, но и всего культурно-образовательного пространства, в который они интегрированы. В методологическом плане возникают не менее значимые проблемы: необходимо весь процесс проектирования выстроить в единой нормативной методологии с опорой на конкретный набор унифицированных конструктов. Для этого нужно знать функции и общий состав конструктов, разработать структуру каждого из них, определить логику и процедуры нормативного построения и согласования в заданной стратегии.
В педагогическом проектировании основную роль, если учитывать различного рода события, ситуации, коллизии и противоречия формируемых у обучающихся компетенций, играют сценарные модели и характеристики. Это в значительной мере подтверждает проводимое нами исследование. Полученные результаты служат основанием для следующих выводов:
В рамках реализации сценарного подхода к педагогическому проектированию можно выделить следующие перспективные исследования:
Полученные результаты предполагается использовать при формировании нормативных параметров и проектного регламента моделирования педагогических систем. Материалы планируется включить в программу повышения квалификации педагогических кадров, в том числе – в программу повышения квалификации преподавателей системы ДПО.
Рыжова Наталья Ивановна – профессор, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории исследования современных направлений развития образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Область научных интересов Н.И. Рыжовой может быть определена следующими направлениями: «Развитие системы профессиональной предметной и технологической подготовки (и/или переподготовки) учителя в области информатики и информационных технологий в условиях цифровизации и/или модернизации современного образования»; «Теоретические и прикладные аспекты проектирования и использования информационно-образовательных систем для образовательной практики в условиях цифровой трансформации социума и образования»; «Развитие системы профессиональной подготовки (и/или переподготовки) современного специалиста в условиях цифровой трансформации социума и образования».
В период с 2004 по 2023 годы Н.И. Рыжова подготовила трех докторов и восемь кандидатов педагогических наук.
Профиль Н.И. Рыжовой в eLIBRARY.RU
В первую очередь, предметом изучения являются актуальные вопросы развития системы профессиональной подготовки современного специалиста (в том числе, и учителя) в области информатики и цифровых технологий в современных условиях, в частности: цифровой трансформации; киберугроз или других вызовов; модернизации российского образования как на уровне развития существующего содержания обучения в выбранной предметной области и/или смежных с нею предметных областях (например, математики, семиотики, математической логики), так и на уровне методов, форм и средств обучения.
Кроме того, предметом изучения являются актуальные для системы профессиональной подготовки специалистов в условиях цифровизации образования вопросы педагогического проектирования информационно-образовательных систем и их использование в профессиональной подготовке специалистов и в образовательной практике вообще.
При этом на первый план выступают вопросы профессиональной подготовки высокообразованных и высококвалифицированных будущих специалистов, в их числе, учителей предметников, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях цифровой трансформации общества и развития новых наукоемких технологий на базе фундаментальных и технологических знаний в предметных областях, составляющих содержание их образования в соответствии с профессиограммой (или моделью профессиональной компетентности специалиста).
Кроме того, сюда непосредственно относятся и вопросы теории и методики обучения будущих специалистов с использованием современных цифровых образовательных ресурсов и Интернет-ресурсов, использование существующих и построение новых, учитывающих специфику подготовки специалистов – будущих учителей (в частности, учителей информатики), по разным предметным областям их профессиональной деятельности.
Так, например, представляется важным компонентом данного направления развитие теории и методики дистанционного (или смешанного) обеспечения учебного процесса в условиях цифровизации и/или модернизации образования, позволяющего реализовать идеи и направления индивидуализации образования посредством использования информационно-образовательных систем, обеспечивающих процесс подготовки будущего специалиста индивидуальной траекторией обучения и средствами обучения в условиях реализации модульно-рейтингового и/или компетентностного подходов.
Научно-педагогические исследования, проводимые под руководством Н.И. Рыжовой, как правило, характеризуются рядом важных теоретических и методологических особенностей, отличающих их от большинства других исследований.
Во-первых, предметом изучения выбраны составляющие фундаментальной и профессионально-технологической подготовки учителя (в том числе, учителя информатики) в условиях цифровизации, а также внедрение в практику их профессиональной подготовки модульно-рейтингового, семиотического и/или компетентностного подходов для решения проблем развития их профессиональной подготовки с учетом индивидуализации процесса обучения в современных условиях развития системы Российского образования.
Во-вторых, принципиальная позиция исследований, проводимых под руководством Н.И. Рыжовой, состоит в том, что:
Крупченко Анна Константиновна
ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор
Марон Аркадий Евсеевич
ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ
Монахова Лира Юльевна
ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор
Рыжова Наталья Ивановна
ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор
Тюнников Юрий Станиславович
ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор
Королева Елена Геннадьевна
старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук
Мухлаева Татьяна Всеволодовна
старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук
Сергиенко Александра Юрьевна
старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук