Актуальные угрозы информационной безопасности детей
Cамостоятельное изучение презентаций, представленных в этом разделе, призвано сформировать актуальную, подробную и детальную карту угроз информационной безопасности школьников общеобразовательных школ и среднеспециальных учебных заведений. Материалы включают в себя несколько теоретических блоков и практических заданий, понятное объяснение предмета изучения, историю возникновения, законодательное регулирование, маркеры, по которым можно судить о наличии угрозы, признаки вовлеченности ребенка в опасную информационную среду и степень этой вовлеченности, а также основные способы противодействия и профилактики, основанные на опыте школ, которые уже столкнулись с исследуемой угрозой.

Все примеры и практические задания взяты из актуальной педагогической практики. Профайлы в соцсетях собраны из реальных аккаунтов школьников, столкнувшихся с описываемой угрозой и анонимизированы.

Данные материалы предназначены для педагогического состава школ: учителей-предметников, классных руководителей, школьных психологов и социальных педагогов, а также управленческих команд образовательных организаций в ведении Министерства просвещения. 

Материалы не предназначены для детей и подростков. Убедительно просим обратить внимание на маркировку информационных материалов и обеспечить их хранение вне доступа несовершеннолетних, а также воздержаться от выкладывания материалов презентаций в общем доступе в сети Интернет и иных способов обнародования, предполагающих свободное неавторизованное распространение.

Кибербуллинг

Кибербуллинг.png

В этой презентации описана угроза, которая перекочевала в информационное пространство из обычной, “офлайновой” реальности, в которой педагоги достаточно часто сталкиваются с таким явлением как травля. Этой проблеме очень много лет, поэтому школьные учителя, как правило, знают, как эффективно бороться с травлей, если она уже возникла, и владеют основными инструментами и методами профилактики.

Новое время бросает новые вызовы: эта же самая проблема, но не в стенах школы, а в коммуникационном пространстве сети Интернет, практически имунна к привычным способам профилактики травли, методы эффективного противодействия кибербуллингу не имеют почти ничего общего с традиционными и привычными инструментами борьбы со школьной травлей.

Но, что гораздо более важно, эти методы требуют владения определенными навыками из области IT. Эти навыки не требуют специального образования — они есть в арсенале любого уверенного пользователя ПК. Но, как показывает практика, компьютерная грамотность является сильной стороной учителей буквально в трех-четырех регионах. А в большинстве российских школ педагоги, даже понимая общий вектор противодействия кибербуллингу, не обладают достаточным уровнем IT-компетентности, чтобы обеспечить эффективную защиту ребенка от преследования в сети Интернет.

Изучение этой презентации может повысить уровень информированности педагога о кибербуллинге как одной из самых распространенных и быстрорастущих угроз сети Интернет, а также помочь ему овладеть основными инструментами и методами противодействия этой угрозе.

Ссылка на презентацию

Скулшутинг

Скулшутинг.png

Школьная стрельба — не самое частое явление для российских школ. Но практически каждый эпизод, связанный с появлением вооруженного ребенка в школе, становится национальной трагедией и сопровождается мощнейшим общественным резонансом.

Формально школьная стрельба относится к преступлениям экстремистского толка, но нам кажется очевидной необходимость вынести её в качестве темы для отдельного подробного изучения. В первую очередь, потому что в центре этого преступления всегда оказывается школа. Результаты исследований психологов и криминалистов, изучающих причины и последствия случившихся скулшутингов, свидетельствуют о том, что в большинстве случаев трагедию можно было предотвратить — “колумбайнеры” из разных школ, совершившие преступление в разные годы, демонстрировали, тем не менее, примерно одинаковый набор признаков, свидетельствующих об их криминальном намерении. И если бы уровень информированности педагогического состава об этом явлении был достаточно высок, преступление с большой долей вероятности удалось бы не допустить.

Несмотря на то, что «колумбайн» может произойти только в реальном мире, он безусловно относится к информационным угрозам сети Интернет. Этот факт зафиксирован на уровне государственной политики и правоприменительной практики: существующее исключительно в сети Интернет движение «Колумбайн», героизирующее юных террористов и провоцирующее школьников на совершение этого преступления, в январе 2022 года было признано экстремистским и запрещено на территории РФ.

Администрации социальных сетей и популярных стриминговых платформ предпринимают определенные усилия для того, чтобы выполнять требования закона — они находят и удаляют сообщества, посвященные теме школьной стрельбы. Но ни они, ни правоохранительные органы, ни специальные мониторинговые организации не могут дезинфицировать всемирную сеть. Производители контента, связанного со школьным терроризмом будут появляться до тех пор, пока существует запрос от потребителей этого контента - школьников. А со школьниками по этой проблеме должны работать педагоги - владеющие темой, способные определить первые признаки угрозы, знающие индикаторы и маркеры, совокупность которых сигнализирует о готовящейся школьной стрельбе.

Ссылка на презентацию

Суицидальные сообщества

Суицидальные сообщества

Точкой отсчета для деятельности суицидальных сообществ в России принято считать резонансную историю “Синего Кита”. До сих пор нет единого мнения насчет того, была статья Галины Мурсалиевой в «Новой Газете» реакцией на новую угрозу, или некстати озвученной идеей, запустившей новое смертельное сетевое развлечение для психически неуравновешенных мерзавцев с манией величия.

Но так или иначе, после того, как создатель и куратор группы «Синий Кит» был найден и осужден, социальные сети встроили в свои алгоритмы поиск маркеров суицидальных групп. У «Синего Кита» возникло большое количество последователей, в течение года после его ликвидации в сети “Вконтакте” служба поддержки заблокировала около 2,5 тысяч групп, имевших сходные с ним признаки. «Оранжевые совы», «Красные Лисы» и прочие клоны «Синего Кита» возникали и очень быстро ликвидировались службой поддержки. Казалось, проблема решена.

Усилия администрации социальных сетей под давлением общественного мнения дали прекрасный результат — сейчас там не удастся найти открытые суицидальные группы. Но внезапно оказалось, что проблему это не решает. Со стороны детей сформировался массовый запрос: в 2019 году хэштеги #хочувигру и #ищукуратора вошли в топ100 Инстаграма и Тиктока. «Кураторы» поняли, что им не нужно рисковать, создавая сообщества, потому что паства уже выстроилась в виртуальные очереди и тысячи потенциальных жертв с нетерпением ждут сообщения «в личку».

И в этой ситуации ни администрация соцсетей, ни журналисты, ни правоохранители не могут радикально повлиять на ситуацию. Родители — могут, но потенциальные жертвы суицидальных интернет-сообществ — это как правило дети, чувствующие себя ненужными, у которых не сложились доверительные отношения в семье. Остается учитель — классный руководитель или просто предметник, который способен увидеть у ученика поведенческие признаки депрессии, или опознать суицидальные намерения по страничке в соцсети.

Изучение презентации “Суицидальные сообщества” помогает получить, усовершенствовать и актуализировать эти важные способности.

Ссылка на презентацию

Интернет-истерия, рискованное поведение

Истерия

Глава IT-компании “Крибрум”, которая занимается мониторингом опасного контента в сети интернет, Владимир Ашманов с уверенностью заявляет о том, что многие дети, родившиеся в эпоху интернета, воспринимают мир и своё в нем место совсем не так, как мы, и в этом есть как положительные стороны, так и отрицательные. Среди вторых - острая психологическая зависимость от виртуальной поддержки - жажда лайков, которая, в свою очередь, формирует «подиумное мышление», суть которого звучит так: «событие имело место в моей жизни только в том случае, если про него написано в соцсети».

Исследования психологов и социологов подтверждают: интернет формирует у детей иную картину мира. Абсолютная информационная доступность, размытие географических и культурных границ, мгновенный доступ к почти любой информации - и умение её искать и анализировать отходит на второй план. По любому запросу информации будет слишком много, поэтому ключевым умением человека нового времени становится способность максимально быстро отфильтровать ненужную информацию.

Психика ребенка цифровой эпохи также становится более поверхностной и подвижной. Именно с этим фактом связан комплекс информационно-психологических угроз под общим названием “Интернет-истерия”. В отличие от суицидальных сообществ, у этого явления нет кукловодов-«кураторов», оно спонтанно возникает, а потом так же необъяснимо сходит на нет.

Начиная с лета 2021 года по апрель 2022 по России прокатился смертельный челлендж «Тиктока»: дети выбрасывались из окна под песню группы ЛСП «Камнем вниз», причем происходило это всегда в совершенно конкретный момент песни. Музыканты заявили о своей непричастности, убрали песню со всех платформ и попросили радиостанции исключить её из ротации. В этом челлендже не было ни смысла, ни идеи. Это не было ни протестом, ни шагом отчаяния — это был просто тренд в тиктоке, и единственное объяснение причины было желание популярности аккаунта в соцсети — пусть посмертной, но детей это не останавливало. В общей сложности в челлендже «Камнем вниз» за год приняли участие около 50 детей из разных городов России. К лету 2022 года сообщения о нем появляться перестали.

Но если «Камнем вниз» можно считать сравнительно новой угрозой, то игра «Беги или умри» существовала задолго до появления интернета; с его появлением, а точнее, с развитием соцсетей и трансформацией мышления и поведения подростков, бессмысленно-опасное соревнование (перебежать через дорогу как можно ближе к проезжающему автомобилю) получило вторую жизнь.

Надо признать, что пубертат всегда считался самым сложным и опасным периодом в жизни человека. Гормональный шторм, перестройка психики, стремительное физиологические взросление, от которого как правило сильно отстает взросление психологическое превращают мальчиков в одну большую группу риска. Но если раньше рискованное поведение имело смысл только при определенном стечении обстоятельств (много зрителей, присутствие объекта влюбленности и т.п.), то сегодня интернет и видеокамеры в смартфонах могут создать это стечение в любую секунду.

Из этого учебного материала педагог сможет узнать о том, что представляют собой современные челленджи и треды, и как определить, опасна ли очередная идея очередного видеоблогера, ставшая трендом или превратившаяся в челлендж.

Кроме того, в материале дается общая картина наиболее распространенных в России моделей рискованного досуга, которые представляют потенциальную опасность для детей: зацепинг, руфинг, диггерство бэйс-джампинг и т.п.

Ссылка на презентацию

Фишинг

Фишинг

Эта презентация - из числа тех, которые содержат информацию об интернет-угрозах, с которыми часто сталкиваются и дети, и взрослые. Формально фишинг входит в большую группу технологических угроз “Вредоносное ПО”, но именно у этого вида киберпреступлений есть несколько очень характерных особенностей, которые ставят его на особое положение среди себе подобных.

Все разновидности компьютерных вирусов представляют собой более или менее сложную программу, которая умеет прятаться от эвристических анализаторов и копировать саму себя. Роль человеческого фактора в распространении таких программ минимальна, или вообще нулевая.

А фишинг - это, в первую очередь, социальная инженерия и тонкое знание психологии, а уже потом - более или менее качественная работа криминальных программистов и дизайнеров. Проводя аналогии с криминальным миром офлайна, работа вирусных программ - это кража со взломом, а фишинг — мошенничество. Причём именно этот инструмент, как показывает практика, — самый эффективный и наиболее часто использующийся. Примерно половина всех зафиксированных в минувшем году онлайн-преступлений были совершены посредством фишинговых технологий.

Изучение этого материала даст педагогу подробное представление о том, как работает социальная инженерия в руках мошенников, каким бывает фишинг и где с ним можно столкнуться, обучит основным правилам безопасности, и даст представление о том, как обучить детей базовым правилам защиты от атак с использованием этого инструмента киберпреступности.

Узнать про фишинг можно также ознакомившись с анимированным роликом «На крючке» (ссылка на ролик) в цикле мультфильмов про киберучительницу Веру Ивановну (ссылка на раздел)

Ссылка на презентацию

Овершэринг

Овершэринг

Несмотря на малоизвестное название, этот учебный материал имеет первостепенное значение для классного руководителя, который хочет уберечь детей от крайне неприятных инцидентов в сети Интернет. Более того, для многих российских учителей и представителей управленческих команд образовательных организаций эта презентация может стать настоящим открытием.

Дело в том, что большинство из нас не понимает, насколько много информации мы совершенно добровольно выставляем на всеобщее обозрение. В первую очередь, конечно, этим грешат ученики начальной и средней школы - с их гиперобщительностью, желанием всем понравиться, обрести много друзей, заполняя страницу своего профиля в соцсети, они пишут про себя всё, что знают и что могут узнать - точный адрес, телефоны, персональные данные всех своих родственников, подробнейше рассказывают обо всех своих увлечениях, интересах, местах и способах досуга.

Новое мышление детей, родившихся в цифровую эпоху, формирует у них то, что глава крупной мониторинговой компании «Крибрум» Владимир Ашманов называет “подиумное мышление”(ссылка на видеокомментарий Ашманова). Ребенок считает состоявшимся только то событие в своей жизни, о котором он написал отчет в соцсети. Но и дети, в силу возрастной наивности, и взрослые, в силу недостаточной IT-компетентности, склонны недооценивать потенциальный вред, который они наносят себе такой откровенностью.

Всё, что выложено в сети Интернет — выложено навсегда и для всех. Все, что человек пишет даже в виде “подзамочного” поста или личного сообщения можно найти даже годы спустя - поэтому следует предельно внимательно относиться к тому, что ребенок сообщает о себе, и что сообщают о нём его сверстники. Сегодня одна из самых дорогих и востребованных услуг на интернет-рынке - очистка интернет-репутации; это - те самые случаи, когда детские глупости или юношеские ошибки догоняют человека в самый неожиданный и совершенно неподходящий момент.

В необходимости быть осмотрительным при публикации личных данных может также убедить и тот факт, что на криминальном рынке уже несколько лет существует специальность «профайлера» - человека, который мониторит социальные сети в поисках слишком откровенных и беспечных пользователей, и составляют на них подробнейшие досье, вплоть до плана квартиры и детализации материального благосостояния потенциальной жертвы.

Результаты работы таких «специалистов» пользуются спросом - потому что никто не сможет рассказать о вас больше достоверной информации, чем вы сами.

Ссылка на презентацию

АУЕ*(запрещено на территории РФ)

АУЕ запрещена в РФ

17 августа Верховный суд России признал международное общественное движение АУЕ экстремистской организацией. После решения Верховного суда участие в деятельности этого неформального движения может подпадать под уголовную ответственность, предусмотренную ст. 282.2 УК РФ за организацию или участие в деятельности организации, в отношении которой действует вступившее в силу решение суда о запрете ее деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, а также за склонение, вербовку или иное вовлечение в деятельность такой организации.

Экстремистским движениям в нашем разделе посвящена отдельная презентация, но мы посчитали необходимым уделить АУЕ особое внимание. Это связано с тем, что экстремистские движения и тоталитарно-деструктивные секты являются угрозой для детей в той же степени, что и для взрослых - вербовщики и проповедники заинтересованы в большей степени во взрослых неофитах, обладающих достаточной степенью автономности и способных принести в организацию как материальные ценности, так и себя в качестве эффективного человеческого ресурса для решения различных задач.

АУЕ в своем изначальном виде задумывался и реализовывался как некая «криминальная пионерия» — кадровый резерв для бандитов и воров, создавших в начале 90-х годов на Дальнем Востоке что-то вроде криминального государства. «Государство» это, впрочем, довольно быстро прекратило своё существование, а вот АУЕ как социально-культурное искажение оказалось очень живучим.

Важнейшей особенностью этого явления в его сегодняшнем виде является абсолютная спонтанность: считать АУЕ «движением» или «организацией» не вполне корректно, так как отсутствуют основные признаки квалифицирующие эти термины: выраженная вертикальная иерархия и структура, предполагающая управление в соответствии с заявленными задачами и целями.

АУЕ не имеет иерархии — обычно, ученики, объявляющие себя «смотрящими по школе» и вымогающие у малышей деньги «на общак», занимаются обычным личным обогащением посредством мошенничества.

В тех случаях, когда школьники объединяются в группировки АУЕ для совершения противоправных действий, они, опять таки, не являются элементом некоей структуры и могут рассматриваться скорее как фанатское явление.

Ссылка на презентацию

Груминг

Груминг

Сообщения о нападениях педофилов на детей появляются с пугающей частотой. Последние дни лета 2022 года ознаменовались двумя шокирующими историями - 26 августа в городе Курильск на Итурупе 28-летняя женщина обманом заманила 7-летнюю девочку в квартиру к своему сожителю, тот изнасиловал ребенка и выбросил его из окна. На следующий день в Омской области педофил выбил зубы несовершеннолетней девочке во время изнасилования. Всё могло закончиться хуже, но прохожий услышал крики девочки и спугнул нападавшего.

Эти эпизоды - проявления так называемой «уличной» педофилии, и это - верхушка айсберга. Латентность преступлений против половой неприкосновенности детей по данным МВД составляет 90% - то есть, 9 из 10 преступлений остаются безнаказанными, потому что о них просто никто не узнает.

Слово «груминг» имеет несколько значений. Наиболее известное из них - стрижка домашних питомцев. Но ещё, например, этим словом называется процедура ухаживания обезъян друг за другом - поиск насекомых у партнера, другие тактильные проявления с сексуальным подтекстом. Из этого значения выросло ещё одно: словом «груминг» называется демонстративный «ухаживающий» интерес взрослого человека к несовершеннолетнему ребенку в сети «Интернет».

Сам по себе груминг с точки зрения закона не является преступлением - существует много причин, по которым взрослый может быть заинтересован в ребенке. Но в тех случаях, когда этот интерес немотивирован, а взрослый заведомо незнаком с объектом своего интереса, с большой вероятностью можно говорить о груминге как о признаке активности сетевого педофила.

Сексуальный интерес к детям в абсолютном большинстве культур считается совершенно неприемлемым, но педофилы, как и любые девианты, отверженные обществом, стремятся объединяться в группы, чтобы не ощущать своё одиночество как уродство. Поэтому они в числе первых освоили даркнет — территорию полной анонимности — и получили возможность общаться и обмениваться опытом совращения детей.

На форумах «тёмного интернета», посвященных этому извращению, они делятся методиками и инструментами, с помощью которых можно завоевать доверие ребенка, просто общаясь с ним в соцсети, и, как показывает статистика, эти методики и инструменты вполне эффективны: они находят ребенка, страдающего от одиночества, убеждают его в том, что он - особенный и уникальный, но его просто никто не понимает. В ход идут манипуляции, прикладные психологические инструменты и даже специальная литература - есть даже «специальные» сказки, которые работают на эту же задачу.

Материалы, которые содержатся в презентации, дадут педагогу возможность ориентироваться в ситуации, и при появлении тревожных признаков в сетевой активности ребенка, помогут их правильно идентифицировать и принять соответствующие меры.

Ссылка на презентацию

Вредоносное ПО

Вредоносное ПО.png

Угрозы, исходящие от распространения опасного ПО можно назвать «фоновыми» - они существуют начиная с того момента, как устройство впервые подключается к сети Интернет. Стопроцентная защита от этой опасности существует, но она в абсолютном большинстве случаев неприменима: единственный способ полностью уберечь себя от вредоносных программ - никогда не подключаться ни к сети Интернет, ни к альтернативным носителям информации - флешкам, жестким дискам и т.п. В любом другом случае риск заражения присутствует всегда, но мы можем минимизировать его вероятность, предприняв необходимые меры безопасности и затем тщательно их соблюдая.

В первую очередь, речь, конечно же, идет об установке современных программных систем защиты устройства. Раньше их называли “антивирусами”, но сегодня их функционал находится далеко за пределами поиска вредоносного кода в установленных на устройство программах и файлах. Представленные на рынке продукты - это мощные, интегрированные, многоуровневые комплексы, которые занимаются непрерывным мониторингом всех систем и областей работы устройства - начиная от оперативной памяти и жестких дисков, заканчивая всем входящим и исходящим интернет-трафиком.

Стоит отметить, что как правило эти системы регулярно и достаточно часто обновляются, а также, что в большинстве случаев они имеют платный и бесплатный функционал.

Установка таких программных продуктов сегодня — безусловная необходимость, и именно на этом этапе мы подходим к вопросу о том, почему вредоносное ПО становится проблемой школьников.

В тех случаях, когда речь идет о подростках, соблюдение базовых мер безопасности несколько осложняется. Дети в большинстве своем уверены в том, что понимают «в компах» намного больше, чем взрослые, и надо признать, что достаточно часто это соответствует действительности. Но вопросы соблюдения ключевых правил информационной гигиены не имеют практически никакого отношения к IT-компетентности, и тщательность их соблюдения - скорее, вопрос взрослости и жизненного опыта.

Как правило, дети отлично осведомлены о системах защиты и комплексных программах мониторинга. Очевидно, что непрерывная защита устройства потребляет достаточно много ресурсов системы - процессорной мощности, оперативной памяти, замедляет интернет-трафик и в целом делает устройство менее производительным. Причем, чем более серьёзный уровень защиты включен, тем больше ресурсов системы уходит на обеспечение безопасности.

Школьников, которые отлично об этом осведомлены, может категорически не устраивать то, что потенциально мощная машина работает медленнее, чем могла бы, особенно с учетом того, что игровая индустрия предлагает продукты, требующие довольно много ресурсов. И дети просто отключают системы защиты - для того, чтобы устройство начало “летать”. Быстродействие действительно увеличивается, но ровно до того момента, пока устройство не будет заблокировано вымогателем, подсадившим в него “шифровальщик” или “руткит”.

Представленные материалы дадут педагогу представление обо всем спектре существующего вредоносного ПО и основных способах защиты от связанных информационно-технологических угроз.

Ссылка на презентацию

Экстремизм

Экстремизм

Сегодня аккаунт в соцсетях стал источником львиной доли информации о человеке. Если речь идет о школьниках, то для них соцсеть — возможность самовыражения, которой они могут быть лишены офлайн. Поэтому учителям (как минимум – классным руководителям) имеет смысл следить за активностью школьников на социальных платформах. Как правило, первые признаки опасных ситуаций, с которыми сталкиваются дети, проявляются именно там.

Правонарушения экстремистского толка и раньше не были для подростков чем-то из ряда вон выходящим - нонконформизм и склонность к радикальным решениям, присущие пубертатному периоду, толкают детей на совершение необдуманных поступков, попадающих под действие статей Уголовного Кодекса, предполагающих наказание за преступления против государственной власти.

Наиболее яркими и часто встречающимися представителями молодежных экстремистских организаций до недавнего времени были два противоборствующих лагеря - ультраправые националисты (к которым, в том числе, относятся и “скинхеды”) и ультралевые активисты из анархистских организаций.

После нескольких крупных массовых акций в 2010 году, вызвавших широкий общественный резонанс (беспорядки, устроенные националистами на Манежной площади в 2010 и нападение анархистов на администрацию г.Химки) правоохранительные органы практически полностью ликвидировали организационные и координирующие структуры этих организаций, по сути прекратив их активность онлайн. И радикальные организации переместились в сеть, став еще одной информационной угрозой для российских школьников.

Ещё одним широким пластом экстремистских организаций, вовлекающих в свои ряды несовершеннолетних, можно считать ячейки исламских фундаменталистов. Есть несколько громких судебных прецедентов, когда молодых людей и девушек привлекали к уголовной ответственности при попытке отправиться на Ближний Восток. Был период, когда оперативники ФСБ вели круглосуточный видеомониторинг транспортных узлов, выявляя и задерживая завербованных в России «добровольцев» на полпути в Сирию. Известны случаи, когда исламские радикалы осуществляли вербовку «исламских жён», похищая девушек и переправляя их на Ближний Восток. Самый такой прецедент - дело Варвары Карауловой, которая дважды пыталась бежать из России в запрещенную организацию ИГИЛ в Сирии. В декабре 2016 года она была приговорена к 4,5 годам заключения в колонии общего режима по обвинению в приготовлении к участию в деятельности террористической организации «Исламское государство».

Стоит особо отметить, что исламские экстремистские организации базируются на религиозных канонах, то есть, разновидностью экстремистских организаций можно считать тоталитарно-деструктивные секты. Сегодня их активность в России характеризуется как сравнительно невысокая, но это значит только то, что действующие в стране опасные секты пока заняты набором неофитов, и учителям не стоит терять бдительность в этом направлении — особенно с учетом того, что вербовка в тоталитарно-деструктивные секты сегодня в абсолютном большинстве случаев начинается в соцсети.

Сектоведы определяют несколько ключевых признаков, по которым религиозное объединение можно отнести к тоталитарно-деструктивным сектам: среди них

  • демонстрация собственного превосходства,
  • внутренние отношения орденского типа,
  • отречение от близких и друзей
  • «восторг неофита», когда новый член секты не может говорить ни о чём, кроме того, что ему дают в секте.

Ортодоксальные и радикальные религиозные организации присутствуют не только в исламе и восточных религиях. Христианство в целом и православие в частности также содержат огромное количество религиозных течений, которые могут быть отнесены к тоталитарно-деструктивным и даже экстремистским сектам. Самый громкий, но, к сожалению, далеко не последний эпизод с участием такой секты имел место в 90-е годы — история печально знаменитого «Белого Братства», когда два афериста, владеющих практиками психологического манипулирования Мария Цвигун и Юрий Кривоногов создали деструктивную секту международного масштаба. Для того, чтобы прекратить их деятельность потребовались совместные усилия спецслужб трех государств.

В 2013 году «Белое братство» было признано экстремистской организацией, но в конце 2020 в Интернете снова начали появляться проповедники этой секты.

Ссылка на презентацию

Наркоторговля в сети Даркнет

Даркнет

Примерно с середины нулевых годов вся индустрия мировой наркоторговли ушла в Даркнет. Сегодня самый распространенный в России способ доставки наркотика от торговца к потребителю — закладка. Как правило, это небольшая доза вещества, помещённая в зиплок и обёрнутая изолентой. Наркокурьер (закладчик) прячет закладку в укромном месте, фотографирует её, отмечает координаты и отправляет информацию продавцу, который выкладывает позицию на “витрину”. Покупатель, заплатив деньги, получает электронную фотографию и координаты, обычно написанные прямо на ней.

Затем координаты вносятся в любое геоприложение (google-карты, яндекс.карты, maps.me и т.д.) и покупатель видит место на карте с точностью плюс-минус метр. Когда он приезжает или приходит в указанную точку, при помощи фотографии он находит конкретное место, в котором спрятана закладка.

Наркотики отличаются не только по эффекту и внешнему виду, но и по способу употребления. Есть психоактивные вещества, которые предполагают только один способ употребления, есть наркотики, которые можно употреблять несколькими способами. Метамфетамин, например, допускает назальное употребление и курение, причем курение метамфетамина радикально отличается от привычного нам курения табака. По сути это не курение, а ингаляция: кристаллы метамфетамина помещают в стеклянную трубку и там плавят, вдыхая испарения. Похожим способом происходит курение гашиша.

Наркомания формирует собственную культуру и криптоязык: педагога должно насторожить появление в речи ребенка ранее незнакомых слов, но особенность наркоманского арго заключается в том, что оно использует обычные слова в другом значении, поэтому сторонний слушатель может ничего не заподозрить, услышав, как дети обсуждают купленные “в ЦУМе” “розовые кеды”.

При том, что наркопотребление — самая распространенная из информационных угроз, имеющая крайне неприятные последствия, есть еще одна опасность, во всех отношениях худшая: это вовлечение ребенка в наркоторговлю. По данным МВД РФ каждый седьмой наркокурьер на момент задержания полицейскими учился в школе. Наркоторговцы очень заинтересованы в том, чтобы вовлекать в свой бизнес несовершеннолетних: дети не осознают уровень риска и готовы работать за сравнительно небольшие деньги, которые им кажутся огромными.

Обо всем этом педагог может узнать, из этой презентации.

Ссылка на презентацию