5 августа 2021 г.

«Оторваться от своего опыта ради изучения нового»

Я признаюсь, что когда увидел основную тему сегодняшнего семинара – андрагогика, то не думал, что она меня так сильно заинтересует, учитывая мой почти 30-летний опыт активного участия в ее обсуждении. Мне казалось, что тема уже растворилась в наших привычных форматах и уже не вызовет активного обсуждения, как это было четверть века назад. Но мне очень интересно было слушать сегодня коллег, и я рад, что эта тема сохраняется (или возвращается). Поэтому я позволю себе некоторые комментарии с учетом моего 30-летнего участия в обсуждении данной темы.

Я всегда с огромным интересом слушаю выступления Минюровой Светланы Алигарьевны, ректора Уральского государственного педагогического университета. Но сегодня я хотел бы быть немного осторожным и менее оптимистичным, чем Светлана Алигарьевна. В ее выступлении мне послышалась позиция, что мотивация у взрослых и так есть, наше дело их правильно обучать. Да, мотив – движущая сила учения в любом возрасте. При этом у подростков и молодежи познавательные мотивы бывают важнее социальных, а у взрослого человека социальные мотивы всегда важнее познавательных. Поэтому, понимая, что мотивация – это фундамент обучения взрослых, наша задача (системы повышения квалификации, системы профессионального развития) – вырабатывать реалистичные, но эффективные предложения органам управления образованием по мотивации взрослых обучающихся. Иначе наша грамотно выстроенная система может повиснуть в воздухе без фундамента.

Кстати, и классики андрагогики говорили, что взрослый ученик не будет браться за изучение чего-либо, пока не поймет, зачем ему это нужно. И поэтому, мне кажется, наша задача – показать людям, как обучение улучшит их качество жизни, поможет успешно справляться с задачами, возникающими в реальной жизни. И тогда, наверное, их обучение будет гораздо эффективнее.

Я хочу сказать, что сегодня я очень хочу учиться! Ранее такой возможности у меня не было, так как почти 30 лет приходилось читать большое количество документов, связанных только с работой, а сейчас так жизнь счастливо сложилась, что уже год, как я безумно много изучаю, читаю в свое удовольствие. И у меня есть мотив учиться. Он состоит в том, что я хочу стать умнее, а не опытнее. Ведь не зря А.С. Пушкин сказал: «И опыт, сын ошибок трудных». Я думаю, что гордиться опытом можно, но только надо понимать, что если бы ты был умнее, то ошибок было бы по жизни меньше, тогда и опыта, может быть, было бы поменьше. Поэтому мне хочется учиться, для того чтобы быть не только опытным, но и умным. Это очень трудная задача в обучении взрослых – помочь им оторваться от своего опыта ради изучения нового. Уверенность в том, что опыт взрослому человеку заменяет учение, – это опасная тенденция у взрослых, потому что опыт – это о том, как надо было действовать вчера. А я хочу еще уметь эффективно действовать и завтра, и послезавтра. И нам надо научиться настраивать взрослых учеников на их эффективность в будущем.

В заключение я хотел бы сказать, что опыт может быть замечательным горючим для движения вперед, но он также может быть и тяжелым якорем для стоянки на месте. Поэтому, пользуясь статусом опытного человека, предлагаю нам всем помочь взрослым и самим себе ради изучения нового немного оторваться от нашего замечательного и тоже нужного опыта.